23.10.2007 03:28
    Поделиться

    Красноярск оказался совершенно не готов к автомобильному буму

    Город оказался совершенно не готов к автомобильному буму

    Согласно первой Всероссийской переписи автомобилей, проведенной в 1910 году, в Енисейской губернии было зарегистрировано два автомобиля. Никому и в голову тогда не могло прийти, что эта парочка даст нашему региону такой "приплод", от которого через столетие край в прямом и переносном смысле задохнется.

    Генеральный директор Сибирского отделения международного центра логистики Валерий Лукиных сделал в среду заявление, которое можно назвать сенсационным. Темпы развития автомобильного транспорта в Красноярском крае за последние пять лет в 7 раз превысили темпы развития железной дороги. Некоторые крупные компании уже предпочитают автомобильные перевозки железнодорожным. Однако к тому, что транспортная система края свернула на западноевропейский путь развития, специалисты относятся настороженно.

    В минувшем веке автомобильный транспорт развивался в крае неспешно. Вплоть до 1930-40-х годов автомобилизацию серьезным вопросом не считали. Легкомысленное отношение к бензиновым перевозкам красноречиво иллюстрирует такой факт. Летом 1931 года в Красноярске появился первенец муниципального автотранспортного хозяйства - шестнадцатиместный автобус. Но пассажирскими перевозками этому "чуду техники" суждено было заниматься недолго. Буквально через месяц он сломался, и ремонтировали его целых три года. Зато в 1934 году в городе был создан автогужевой трест, который по-прежнему делал упор на использование натуральных, немеханических лошадиных сил.

    К 70-м годам прошлого века в Красноярске насчитывалось около 100 тысяч авто. Для сравнения: именно такое количество автомобилей проезжает сегодня по коммунальному мосту за одни сутки. Характерно, что дивизион дорожного надзора ГАИ (ныне - отдельный батальон дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД Красноярска) был создан сравнительно недавно, осенью 1971 года. Он состоял из трех мотовзводов и насчитывал всего 111 сотрудников - инспекторов дорожного надзора. Этих мизерных по нынешним меркам сил вполне хватало для обеспечения безопасности дорожного движения в краевом центре. Долгосрочных прогнозов никто не делал, улицы и дороги строились двухполосными в полной уверенности, что их ширины хватит на десятки лет вперед.

    Гром прогремел несколько лет назад, когда число автомашин в Красноярске лавинообразно стало прирастать темпами до 10 процентов в год. Сегодня их число приближается уже к трети миллиона. Но самое главное, что прирост увеличивается в геометрической прогрессии.

    Сегодняшняя арифметика такова. Сейчас в стране на одну тысячу населения приходится 150 автомобилей (втрое меньше, чем в Европе). Но этот общероссийкий показатель Красноярск уже обогнал. По последним прогнозам ученых, к 2012 году на тысячу жителей края будет приходиться 270 легковых автомобилей, а на тысячу жителей краевого центра - 310-320. Столпотворение, царящее сегодня на красноярских дорогах, за пять лет уплотнится более чем в два раза. Объем перевозок пассажиров на автомобильном транспорте возрастет на 160 процентов и составит 228 миллионов человек в год. Последняя цифра в полтора раза больше, чем население всей страны.

    Прогноз заместителя главы краевого центра Виталия Боброва еще более впечатляющ. По его подсчетам, уже "к 2010 году количество зарегистрированных в Красноярске автомобилей может достигнуть 500 машин на каждую тысячу человек, а их общее количество достигнет отметки в полмиллиона штук". Таким образом, Красноярск по уровню автомобилизации обгонит сегодняшнюю Западную Европу. Нынешний автомобильный бум, который фактически уже дестабилизировал краевой центр, - всего лишь скромное начало, "первые ягодки" глобальной проблемы, которую вполне можно назвать чрезвычайной.

    Город оказался совершенно не готов к такому повороту событий. Взять ли сегодняшнюю проблему пробок, или острейший дефицит автостоянок, или экологический аспект, или статистику автоугонов и автокраж, возросшую только за последний год в 12 раз, - повсюду аналитики сталкиваются с неожиданностями.

    - В 2007 году на улицах и дорогах региона уже зарегистрированы 3403 происшествия. В них погибли 438 человек, травмированы 4307, - сообщил на днях начальник управления ГИБДД ГУВД по Красноярскому краю Михаил Черников. И к этой почти военной статистике Красноярск тоже оказался не готов.

    В последние годы в области организации дорожного движения, строительства и модернизации новых дорог в Красноярске делается беспрецедентно много. Однако работники ГИБДД относятся ко всем этим необходимым мероприятиям скептически.

    - Все усилия властей, даже включая строительство метро и четвертого моста через Енисей, могут привести к улучшению ситуации процентов на 15 ежегодно. А прирост количества автомобилей в Красноярске уже достигает 20 процентов. Так что в лучшем случае ситуация в ближайшее время не выправится, а лишь останется на прежнем уровне, - посетовал в частной беседе с корреспондентом "РГ" один из руководителей краевого ГИБДД.

    Даже ученые автодорожного факультета политехнического института СФУ пока не могут утвердительно ответить на вопрос: удастся ли краю инфраструктурно догнать галопирующий процесс автомобилизации?

    - Если мы не будем заниматься этой проблемой, в ближайшее время Красноярск постигнет транспортный коллапс, - считает Виталий Бобров.

    Комментарий

    Александр Хлопонин, губернатор края:

    - Во многих наших муниципальных образованиях единственно возможным видом коммуникации является дорожная инфраструктура. Если в 2002 году без учета средств, поступивших из федерального бюджета, мы тратили на нее 2 миллиарда рублей, то в 2007 году объем средств уже превышает 8 миллиардов. В Красноярском крае на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог из регионального и федерального бюджетов в течение трех лет, начиная со следующего года, будет выделено 20 миллиардов рублей. Особо хочу отметить, что внимание будет уделено не только федеральным автодорогам, но и краевым, и муниципальным.

    Поделиться