Верховный суд РФ отказал нескольким коммерческим предприятиям, оспаривавшим правомерность ряда положений краевого "противоигрового" закона.
Согласно сообщению правового управления высшей судебной инстанции вердикт, подтверждающий правоту краевого суда, ранее признавшего закон о запрете соответствующим федеральному законодательству, является окончательным.
Как сообщил "РГ" представитель правительства края на судебном процессе, замначальника правового управления Андрей Зайцев, аргумент у защитников игры по сути был один - несвоевременное подписание и опубликование закона:
- Законопроект принят краевой Думой (ГДСК) еще 25 июня и должен был вступить в силу с первого числа следующего месяца. Однако передан губернатору он был только второго июля. В итоге возникла правовая коллизия, позволившая нашим оппонентам говорить о практике обратной силы закона. Однако в практической реализации запрета на организацию азартных игр особых перемен решение суда не принесет.
- Закон действовал, несмотря на то, что шла судебная процедура, - говорит председатель комитета по экономическому развитию краевой Думы Борис Оболенец, - основные проблемы возникали при его исполнении. На мой взгляд, главное - это отсутствие политической воли у исполнительной власти, желания избавить край от игорных заведений.
По мнению Оболенца, Ставрополью стоило бы взять на вооружение опыт других регионов, где с "лохотронами" и "однорукими бандитами" научились бороться достаточно эффективно.
В правительстве обвинения думской стороны отвергают.
- В законодательстве прописаны три вида ответственности, под которую можно подвести организаторов игорных клубов, - это административная, уголовная и ликвидация юридического лица по решению суда, - объясняет Андрей Зайцев. - Первые две полностью лежат в сфере компетенции федеральных структур, таких, как министерство внутренних дел и прокуратура.
А с подачей исков о ликвидации юрлиц ситуация и вовсе запутанная - ни у одного из исполнительных органов такого права в полномочиях обнаружить не удалось. Правоохранительные же структуры пока не слишком усердствуют в преследовании организаторов игорных заведений. Возможно, считают эксперты из правительства, это было связано с попытками обжаловать краевой закон, из-за чего судьба его оставалась неясна. И теперь, после решения Верховного суда, милиция и прокуратура заработают более активно.
Однако в нынешней ситуации и у них руки развязаны не до конца. Из-за пробела в законодательстве правоохранители не могут привлекать к ответственности предпринимателей за запрещенную деятельность - соответствующий механизм просто нигде не прописан. Чтобы устранить возникший юридический казус, краевым правительством внесен в ГДСК пакет поправок в закон об административных правонарушениях. Он позволяет составлять протоколы на владельцев игровых залов и существенно расширяет круг ведомств, которые могут проводить соответствующие проверки.
Но и принятие поправок не станет панацеей. Административными мерами, в том числе крупными штрафами, можно будет добиться закрытия небольших залов. С федеральными сетями поможет бороться только механизм ликвидации юридических лиц.
- Я говорил с директором одной из крупных сетей игровых заведений, - говорит Андрей Зайцев. - Он признал, что при возникновении угрозы закрытия головного предприятия в результате судебного иска из региона для них проще будет закрыть региональный филиал.