23.10.2007 01:55
Поделиться

Екатеринбургские компании готовы платить за обучение сотрудников иностранным языкам

На рынке дополнительного образования, похоже, настоящий бум. По крайней мере, это касается центров изучения иностранных языков. В столице Среднего Урала их уже около сотни - различного уровня и масштаба. И далеко не всегда люди учатся "для души". Свидетельством тому можно считать и постоянный спрос на корпоративное обучение языкам.

Для большинства пришедших на курсы знание иностранного - необходимость разной степени суровости. Одни хотят полноценно общаться в заграничных турпоездках, другие готовятся сдавать международные экзамены с перспективой учебы за морем, третьи планируют устраивать личную жизнь с гражданами из дальнего зарубежья. И, конечно, язык нужен многим для работы. На этом стоит остановиться подробнее.

Начальники за партой

Корпоративное обучение иностранным языкам стало уже тенденцией. Количество заказов от корпоративных клиентов растет в среднем на 10-15 процентов в год. Учатся целыми отделами, книжки штудируют и директора, и подчиненные. Если двадцать лет назад язык изучали для переезда за кордон, то теперь знания нужны на родине. На предприятиях появились зарубежные технологии, материалы, машины. Открылось много компаний с участием западного капитала. На английском россиянам приходится читать, вести переписку, готовить презентации и отчеты. Заниматься приходят программисты, металлурги, представители ресторанного бизнеса - язык нужен сегодня во всех сферах. Учащиеся - обычно профессионалы в своей области, которым теперь понадобились в работе еще и знания иностранного.

Для языковых центров корпоративные группы - особая категория клиентов. Безусловно, это выгодно - почти всегда безналичный расчет, долгосрочные отношения, преподаватель обычно сам выезжает на предприятие, так что в стоимость обучения не входит аренда аудитории. С другой стороны, центрам нужно разрабатывать для каждой компании свою учебную программу, анализировать языковой уровень сотрудников, согласовывать индивидуальное расписание. Иногда для этих целей приходится создавать целый отдел. Есть и  другие сложности. Директор одного из екатеринбургских лингвистических  центров Владимир Будкин отмечает, что порой клиенты не до конца понимают, на что идут.

- Например, могут сказать: "Нам надо учить начальников цехов раз в неделю без домашних заданий". Но ведь так и  десять лет можно учиться! - недоумевает он. - Минимальная нагрузка должна быть четыре часа в неделю. При этом если уровень знаний школьный, то на обучение нужно не меньше двух лет.

Ученики из корпоративных групп - обычно люди занятые, нередко пропускают уроки. Хороших результатов достигают те, кто учится не просто по желанию, а из-за острой необходимости. По наблюдениям преподавателей, на результат учебы заметно влияет и система поощрений. Серьезным стимулом становится то, что за курсы полностью или частично платит предприятие. Иногда для отличников предусматриваются премии. Сильным мотивирующим фактором остается карьерный рост, напрямую связанный со знанием языка.

Цена вопроса для предприятия зависит от количества учеников, выбранного центра и учебной программы. Также на стоимость часа влияет время занятий. Разброс цен заметный: от 80 до 380 рублей в час за человека. Соответственно также отличается и стоимость месяца учебы: на обучение группы из 8-10 человек компания может потратить от 11 до 50 тысяч рублей. При этом курс обычно длится не менее трех месяцев,  а чаще - год-полтора.

Дело нехитрое

Желающих учиться было немало и раньше, но теперь и желающих учить стало пруд пруди. С одной стороны, конкуренция - это на пользу делу, с другой - среди множества центров есть и однодневки, которым вопрос качества не интересен.

- За последние годы не только открылось много языковых центров, но и закрылось немало. Порой школы создают люди, весьма далекие от педагогики и лингвистики. Многим кажется, что это очень легкий бизнес, - рассуждает президент ассоциации преподавателей делового английского Ольга Чупрунова. - На первый взгляд, требуется лишь помещение и пара преподавателей. Лицензия нужна только в том случае, если центр будет выдавать сертификаты о прохождении курсов. К тому же можно до бесконечности успокаивать клиентов словами: "Мы как раз получаем лицензию".

Сколько в Екатеринбурге лингвистических центров, не знают точно даже те, кто в них работает. Только самых крупных и известных не менее шести десятков. В последнее время появилась тенденция к слиянию школ: слабые примыкают к сильным. А те, кто уже занял лидирующие позиции в областном центре, открывают филиалы в других городах региона и даже за его пределами. В ситуации острой конкурентной борьбы выигрывает тот, кто быстрее других реагирует на запросы потребителя.

- Сегодня для успешной работы языковая школа должна максимально идти навстречу клиенту в плане, например, гибкого графика, возможности занятий на территории заказчика, бонусов, - рассказывает директор екатеринбургского языкового центра Наталья Шадрина. - Изучение английского языка актуально уже давно, просто покупательская способность за последние годы тоже выросла, и все больше людей могут себе позволить изучать язык с самыми разными целями.

При таком количестве школ не удивительно, что сильных преподавателей на всех не хватает. Поэтому часто решающим в выборе лингвистического центра становится имя педагога. Модным считается наличие в школе преподавателя-носителя языка. Однако это вариант для тех, кто уже неплохо говорит и хочет совершенствоваться. Новичкам же лучше учиться у соотечественников, считают специалисты. Воспринимать грамматику и другие премудрости проще на родном наречии.

Учебных методик в арсенале школ немало. Почти всегда имеется интенсивный курс - для тех, кто язык когда-то учил, но хочет "разговориться" перед загранпоездкой.  Распространены и углубленные курсы длительностью в два-четыре семестра.  Большинство приходит учиться с остатками школьных знаний, уровень которых тут же выявляют тесты. По их результатам будущего ученика определяют в соответствующую группу, а их  в языковом центре обычно несколько - от начинающих до "продвинутых".

Наряду с классическими методиками используются нестандартные, например, учащиеся сначала пытаются говорить и воспринимать речь на слух, а потом получают учебники и знакомятся с грамматикой. Часто при языковой школе есть разговорный клуб, где можно пообщаться с иностранцами.

Ценовая политика в большинстве школ примерно одинаковая. Детские курсы немного дешевле программ для взрослых. Занятия в наиболее удобное время -  ранним утром и вечером,  после 17 часов, - дороже, чем уроки днем. Средняя стоимость месяца обучения английскому составляет от 2,5 до четырех тысяч рублей для группы от пяти человек. Индивидуальные или парные занятия обойдутся дороже. Также выше ценятся интенсивные курсы: в среднем 4,5 тысячи в месяц.  Учебники и компакт-диски с упражнениями оплачиваются отдельно.

Выбрать и не ошибиться

Чтобы найти подходящую школу и учебную программу, нужно понять,  зачем вам иностранный язык: для турпоездки, сдачи экзамена или чтобы читать Пруста в подлиннике. Лучше всего обойти несколько мест, прислушиваясь не только к отзывам знакомых, но и к своим ощущениям. Часто бывает, что у разных людей остаются противоположные мнения об одном и том же центре даже после пробного занятия.

Специалисты советуют обращаться в школы с опытом работы не менее пяти-шести лет. О многом может сказать обстановка в помещениях. Если сделан ремонт, классы хорошо оборудованы, значит, здесь намерены работать долго. Наличие большой библиотеки - тоже косвенный признак того, что центр появился не вчера. Полезно посетить пробные уроки, познакомиться с преподавателем, обратить внимание на динамику подачи материала и подход к обучению.  Но в любом случае, как ни прискорбно, все равно придется много заниматься самостоятельно.

И, наконец, не стоит ждать, что после года учебы вы сможете всю жизнь легко общаться с итальянцами или французами, не заглядывая в словари. Такое, конечно, возможно, но тут требуются фантастические способности. В большинстве случаев нужна активная практика или хотя бы регулярное повторение. Даже преподаватели  периодически учатся, чтобы не терять форму.

Кстати

Лидером по популярности среди желающих изучать иностранные языки по-прежнему остается английский. Впрочем, в Екатеринбурге можно найти преподавателей и чешского, и  арабского, и китайского. На почетном втором месте после языка Шекспира - итальянский, много желающих учить испанский. Некоторые специалисты связывают это с тем, что уральцы стали покупать недвижимость за границей, чаще всего именно на Средиземноморье. Немецкий изучают меньше, несмотря на тесные контакты уральского региона с Германией.