23.10.2007 05:10
    Поделиться

    Всемирный банк нашел новую схему кредитования российских регионов

    Еще два года назад Всемирный банк впервые озвучил программу предоставления инфраструктурных кредитов российским регионам напрямую, без гарантий федерального центра. "Длинные деньги" выделялись в рамках "Муниципального фонда" Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. Год спустя российское правительство согласилось "дать добро" регионам на финансовую самостоятельность. За это время было предоставлено два кредита Республике Чувашии. Пессимисты же уверяли, что программа провалится не начавшись.

    Эксперты объясняли это неспособностью региональных властей составить эффективный "бизнес-план". Так что же получилось на самом деле? И почему выдано так мало кредитов? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" отвечает директор Всемирного банка по России Клаус Роланд.

    Российская газета: г-н Роланд, почему все-таки одобрение программы продвигалось так медленно? Кто в этом виноват?

    Клаус Роланд: В принципе, никто не виноват. Во-первых, начнем с того, что для нас этот проект был совершенно новым. Кредитованием регионов напрямую в России Всемирный банк до этого момента просто не занимался. Мы привыкли работать с правительством и получать гарантии от федерального центра. И нам нужно было время, чтобы перестроиться, найти механизмы для реализации проекта. Во-вторых, когда началось обсуждение этой программы, правительство России раздумывало, нужно ли предоставлять регионам такого рода самостоятельность в экономических решениях.

    Так что определенные препятствия к тому, чтобы этот проект заработал, были у каждой из сторон. Нам предстояло нарушить традиции и принять фундаментальное решение о том, чтобы дать банку возможность предоставлять средства регионам без федеральных гарантий. А России - принять ряд изменений в бюджетное законодательство как на федеральном, так и на региональном уровне власти.

    Что касается банка, то, чтобы все сделать, не нарушая устава, нам потребовалось бы несколько лет. Пришлось бы вести переговоры со всеми 185 странами, входящими во Всемирный банк, чтобы они согласились "выдавать кредиты российским регионам без гарантий федерального правительства". Нам удалось найти соломоново решение: и проект реализовать, и устав не нарушить. Речь идет о более тесном сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией (МФК), которая входит в группу Всемирного банка и устав которой не требует при предоставлении кредитов гарантий со стороны федерального правительства. Более того, ей по уставу они и не требуются, так как она работает с частным сектором.

    Это, как вы понимаете, было более легкое решение, чем согласие на изменение устава. Но и в этом случае нам все равно пришлось обращаться к совету директоров за одобрением. Год назад нам удалось согласовать все "за" и "против". И, по моему мнению, результат, которого мы достигли за прошедшее время, неплохой. Два проекта по Чувашии уже сделано, около 15 находятся на стадии обсуждения.

    РГ: То есть можно ожидать, что скоро будет подписано еще десять соглашений?

    Роланд: Не обязательно, что все проекты, которые находятся на стадии обсуждения, будут реализованы. Это, как всегда, предмет переговоров. Конечно, мы хотели бы, чтобы пошли все, но это зависит не только от нас.

    РГ: В чем же преимущества ваших кредитов?

    Роланд: Основное - мы обеспечиваем так называемые "длинные деньги". Вкупе с этим все проекты сопровождаем аналитикой, техсодействием и накопленным международным опытом. А это как раз именно те условия кредитования, которые устраивают регионы. Но цели и задачи проекта определяют регионы.

    РГ: И на что они просят кредиты?

    Роланд: На первом месте - развитие инфраструктуры. Мы, например, вели переговоры с Татарстаном и Чувашией о строительстве сельских дорог. Петропавловск сосредоточился на вопросах развития муниципальной инфраструктуры. Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Воронеж - на ЖКХ и жилищном строительстве. А в Томске - на переработке и вторичном использовании отходов производства. Строительство же различных дорог приоритет для многих регионов - Твери, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана.

    На втором месте - образование и здравоохранение. Обсуждаются проекты по дошкольному и высшему образованию с властями Ханты-Мансийска и Татарстана. А с Воронежем и Чувашией - по улучшению системы здравоохранения.

    Я бы хотел подчеркнуть, что, помимо Чувашии, остальные проекты пока являются предметом переговоров. Но мы надеемся на хороший результат, потому что переговоры идут многообещающе и в сотрудничестве заинтересованы обе стороны.

    РГ: Вы сказали, что в Чувашии один проект уже идет и второй подписан. Что это за проекты. Какова их цена?

    Роланд: С одобрения совета директоров, в рамках еще "Муниципального фонда", в ноябре 2005 года Всемирный банк выступил гарантом облигационного займа на сумму 1 миллиард рублей для Чувашии. А летом этого года - уже по новой региональной программе - предоставил заем на дорожный проект в несколько десятков миллионов долларов.

    РГ: Так что нужно сделать региону, чтобы получить ваш кредит?

    Роланд: Сразу хочу упредить некоторые из ваших вопросов: условия предоставления финансирования по данной программе всегда предмет переговоров. Выглядит это так: к нам приходят представители власти какого-либо региона и говорят, мы хотим, чтобы Всемирный банк помог нам в такой-то области. Если это потенциально интересное предложение, то мы проводим внутреннюю оценку проекта. Затем начинается переговорный процесс. Достигнув каких-либо договоренностей, банк приступает к исследованию - имеет ли это вложение какой-то смысл с финансовой точки зрения. Подчеркну - для регионов, а не для банка. Если после консультаций со специалистами мы понимаем, что этот проект может быть реализован, мы смотрим на финансовое состояние будущего заемщика. Кстати, ставки по кредитам предоставляются на том же уровне (или даже ниже), который уже сложился на региональном и местном рынках коммерческого кредитования.

    РГ: Итак, проект одобрен, затем вы определяете, способен ли регион вернуть вам деньги.

    Роланд: Главный вопрос стоит не в возврате денег, а в том, смогут ли регионы и дальше поддерживать функционирование проектов, в которые были сделаны инвестиции. Например, строится где-то местный аэропорт. Деньги на это нашли. А власти вдруг говорят: "А не попробовать ли нам построить международный аэропорт?" Построить-то можно. Но вопрос часто состоит в том, чтобы у властей хватило сил и средств на поддержание в хорошем состоянии хотя бы местного аэропорта.

    Аналогичный случай с дорогами. А давайте, говорят нам, построим дорогу не в две полосы, а в шесть и в каждую сторону. А нужна ли такая дорога при том количестве населения, которое есть в районе? И на самом деле нужны не шесть полос, а хорошая дорога в две полосы. А главное, чтобы были деньги на ее содержание.

    После того, как все эти вопросы уже решены и рассмотрены, мы приступаем к обсуждению структуры займа: на сколько лет, под какие проценты. При этом, сделав предложение, банк дает возможность регионам сравнить и попытаться найти более дешевый источник средств. Затем, если регион считает наши условия наиболее приемлемыми, подписываем протокол о намерениях. И, наконец, последняя стадия - одобрение совета директоров. И только после этого мы подписываем соглашение с региональными властями.

    РГ: В какой валюте предоставляются кредиты и на какой срок?

    Роланд: Обычно объем финансирования превышает 150 миллионов рублей, а срок погашения займов доходит до 15 лет. Этого, как правило, достаточно, для того чтобы регион реализовал проект и получил от него отдачу. Мы можем также предоставить отсрочку от выплаты по основной сумме займа на 2-3 года.

    Главная же задача для нас - это подобрать условия таким образом, чтобы они в наибольшей степени соответствовали запросам и ожиданиям регионов.

    Поделиться