До 20 ноября российские школы должны получить все учебное оборудование, запланированное в нацпроекте "Образование" на 2007 год. Дополнительно к 15 декабря будет поставлено учебное оборудование для кабинетов русского языка и литературы. В прошлом году поставки по некоторым госконтрактам шли с задержками. Удастся ли избежать этого сейчас? Кто и как определяет порядок закупок? Что нового везут в школы в этом году? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем руководителя Федерального агентства по образованию Александром Рождественским.
Российская газета: Александр Викторович, почему в прошлом году оборудование поздно пришло в школы, порой с задержкой в несколько месяцев?
Александр Рождественский: 15 лет за счет средств федерального бюджета у нас не было централизованных поставок учебного оборудования в школы. Все, что имелось в классах - весы, мензурки, колбы, амперметры, закупалось только за счет средств региональных и местных бюджетов, и то в очень ограниченном количестве и ассортименте. В результате сегодня в общеобразовательных учреждениях очень многого не хватает. Поэтому именно решение данной проблемы - одно из основных направлений реализации национального проекта "Образование". Средства федерального бюджета на указанные цели в 2006 году были предусмотрены за счет прибыли Центробанка России. Фактически деньги мы получили только в августе 2006 года и сразу же объявили конкурсы на поставку учебного оборудования для кабинетов химии, физики, биологии, географии и интерактивных досок. Учитывая крайне сжатые сроки, поставщики оказались в очень сложных условиях: на поставки им отводилось всего полтора-два месяца. С другой стороны, поставщики и производители учебного оборудования оказались не готовы к таким масштабным поставкам. По этой причине конкурс на закупку и поставку в субъекты РФ учебного оборудования для кабинетов физики не состоялся. К сожалению, имели место и недобросовестные действия отдельных поставщиков, прежде всего ЗАО "НТЦ Экспертцентр", которое завершило поставки кабинетов химии и биологии с задержкой в четыре - пять месяцев и с крайне низким качеством поставленного учебного оборудования.
РГ: Около половины регионов пострадали: учебные пособия от этого поставщика не только "приехали" в школу с опозданием, но и оказались попросту бракованными.
Рождественский: Такая ситуация действительно имеет место. В то же время Рособразованием еще до начала массовых прокурорских проверок приняты жесткие меры к данному поставщику. За несоблюдение договорных обязательств, несвоевременные и некачественные поставки по претензиям Рособразования ЗАО "НТЦ Экспертцентр" уплатило в виде штрафов и неустоек более 30,5 млн рублей в доход федерального бюджета. Сейчас компетентными органами проводится дополнительная экспертиза этого оборудования, которое к тому же оказалось китайского, а не российского производства, проводится расследование причин такого положения, выявляются виновные лица. Ведь речь идет о детях, их здоровье и безопасности. В этой ситуации никаких поблажек мы делать ни для кого не будем, поэтому жестко потребовали от ЗАО "НТЦ Экспертцентр" в рамках исполнения своих гарантийных обязательств полной замены некачественного оборудования за их счет. И эта работа сейчас активно ведется.
РГ: Потенциальным поставщиком для школ может стать любая фирма? Есть какие-то специальные требования?
Рождественский: Сейчас по закону любая организация, в том числе "фирма-однодневка", которая правильно подготовила конкурсную документацию, может выйти на рынок госзакупок и стать победителем конкурса на поставку учебного оборудования.
РГ: Но хотя бы лицензии на поставляемую ими продукцию для школ у них запрашиваются?
Рождественский: Сертификаты соответствия сегодня требуются только на технические средства обучения (компьютеры, мониторы, проекторы, интерактивные доски и т.д.), а не на само учебное и учебно-наглядное оборудование. В остальном же любые другие требования к организациям запрещены, в том числе предоставление образцов и даже фотографий предполагаемого к поставке учебного оборудования. Информация о практическом опыте поставок, так называемый "бэкграунд", не может оцениваться.
И фирма, зарегистрированная сегодня, может пойти на конкурс, выиграть многомиллионный контракт, а за ней ничего нет, ни опыта, ни производственной базы, ни финансовых и кадровых ресурсов. Поэтому, к сожалению, когда школа выбирает поставщика, превалирует цена товара, а не его качество. В результате предлагаемых демпинговых цен появляются товары низкого качества, и как правило, китайского производства. Есть и другая сторона данной проблемы. Сегодня российские производители и разработчики учебной техники не заинтересованы в развитии научно-производственной базы для масштабных поставок оборудования в школы. Им проще закупать эту продукцию на стороне.
РГ: В 2006 году школы получили лишь 12 процентов от реальной потребности регионов в учебном оборудовании. Это нормальный темп?
Рождественский: 12 процентов - это неплохо, так как изначально по предварительным расчетам на 2006 год предполагалось меньше. Мы специально перед началом поставок проводили мониторинг. Выяснилось, что для одних только кабинетов физики, химии, биологии и географии требуется около 100 тысяч комплектов. Однако за 2006 год мы совместно с субъектами РФ смогли закупить примерно 12 тысяч комплектов такого оборудования, включая интерактивные доски.
РГ: Остался месяц до окончания поставок, запланированных на 2007 год. Успеваем?
Рождественский: В этом году мы работаем уже не в таком "авральном" режиме, как в прошлом. Средства на закупки были предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год и выделены Рособразованию своевременно. Все конкурсные процедуры начались значительно раньше, еще в апреле этого года.
Мы разработали немало документов, направленных на повышение эффективности взаимодействия Рособразования с органами управления образованием на местах, в том числе единый порядок приемки учебного оборудования. Ведем ежедневный мониторинг - как идут поставки, в какие регионы, сколько продукции отгружено и сколько поступило в школы. В октябре - ноябре учителям предложат заполнить анкеты с вопросами о качестве поставленного учебного оборудования. Сейчас на официальном сайте Рособразования размещены все нормативные документы, связанные с закупками, фотографии всех поставляемых предметных кабинетов, которые должны получить школы. Если раньше привозили коробки и никто не знал, что в них и как это должно выглядеть, то теперь, зайдя на сайт Рособразования, можно посмотреть фотографии и микроскопов, и лабораторного оборудования, и учебных пособий. Как говорится, товар лицом.
РГ: Сколько уже поставлено оборудования?
Рождественский: На сегодняшний день мы закрыли около 70 процентов всех объемов поставок. Всего в этом году на закупку оборудования выделено около 3,3 миллиарда рублей, правда, это с учетом недоиспользованных в 2006 году средств.
РГ: Можно ли предположить, когда удастся полностью удовлетворить потребности школ по оснащению указанным учебным оборудованием?
Рождественский: Думаю, минимум в течение пяти лет при условии стабильного и необходимого бюджетного финансирования. Динамика поставок свидетельствует, что за три года (2006-2008) удастся удовлетворить около 40 процентов общей потребности школ в учебном оборудовании. И это только по четырем основным предметам: химия, физика, биология и география, а ведь есть еще и другие: русский язык и литература, математика, иностранный язык, технология, ОБЖ и др.
РГ: Кто отвечает за проверку оборудования?
Рождественский: Постановлением правительства РФ установлено, что Рособразование осуществляет поставки до субъектов РФ, а уже в регионе определяют конкретные школы, которым будет направлено учебное оборудование. В то же время создана соответствующая комиссия по проверке. Эксперты уже выборочно проверили учебное оборудование непосредственно на складах поставщиков в момент его отгрузки в регионы. Однако это сложная проблема, так как только в составе кабинета физики, например, около 100 позиций различных сложных приборов, а в составе кабинета химии - более 70 позиций, и это без учета комплектующих и т.д. Кроме того, Рособразование держит на жестком контроле устранение поставщиками замечаний от регионов, поступающих в ходе приемки ими учебного оборудования, как по количеству, так и по его качеству. И такая система совместной работы Рособразования с органами управления образованием регионов и поставщиками начала давать свои положительные результаты.
РГ: Кто утверждает состав учебного оборудования для кабинетов?
Рождественский: Перечни учебного и учебно-наглядного оборудования для предметных кабинетов ежегодно согласовываются с Российской академией образования, Московским педагогическим государственным университетом. В 2007 году состав оборудования для кабинетов химии, физики, географии, биологии, русского языка и литературы прошел дополнительную общественно-профессиональную экспертизу силами лучших учителей-предметников и был одобрен Комитетом по вопросам общего образования при Межведомственной рабочей группе по реализации нацпроекта "Образование". Только после этого Рособразование утвердило своим приказом перечень учебного оборудования, поставляемого в школы. Кроме того, на основе упомянутого мною учительского анкетирования будет сделан дополнительный анализ состава поставляемого учебного оборудования и осуществлена его корректировка для поставок в 2008 году. Кстати, по сравнению с 2006 годом в текущем году практически все предметные кабинеты пополнились современными техническими средствами обучения и из их состава исключены устаревшие образовательные ресурсы, такие как слайды, фолии и т.п.
Всю работу по поставкам учебного оборудования строим в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Только совместными усилиями можно решить сложные проблемы в этой сфере.