Эксперты установят причины "срыва" корабля "Союз ТМА-10"

По меньшей мере неделя понадобится специалистам, чтобы установить причины "срыва" спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-10" на баллистическую траекторию.

Как уже писала "РГ", в минувшее воскресенье спускаемый аппарат с космонавтами Федором Юрчихиным и Олегом Котовым, а также первым малайзийским "Гагариным" - Шейхом Музафаром Шукором приземлился в казахстанской степи, не долетев до запланированного места примерно 70 км. Из трех возможных вариантов спуска - управляемого, ручного и баллистического экипажу пришлось испытать все "прелести" последнего. Самого, заметим, нежелательного: перегрузки здесь были двойные.

Россияне Юрчихин и Котов проработали на орбите более 196 суток, а Шукор прилетел на станцию 12 октября вместе с экипажем 16-й основной экспедиции Юрием Маленченко и Пегги Уитсон, которые будут нести звездную вахту до весны.

"Возвращение по баллистической траектории - редкий случай", - говорят эксперты. Для МКС это лишь второй случай: четыре года назад слишком жесткий спуск "примерили" на себя Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит. Причем перегрузки у них были девятикратные, а сама капсула приземлилась почти в 500 км от заданного района.

Но история российской космонавтики знает и другие случаи. Один из них произошел 5 апреля 1975 года, когда при запуске корабля "Союз-18" на высоте 192 км произошла авария. К счастью для космонавтов, сработала система аварийного спасения: спускаемый аппарат с космонавтами катапультировало, и он устремился к Земле по баллистической траектории.

Космонавты подверглись 20-кратной перегрузке - такой никому и никогда не приходилось испытать.

Почему на сей раз буквально за пару минут до посадки бортовой компьютер неожиданно выдал именно этот режим - предстоит разобраться. Сейчас специалисты ждут, когда аппарат доставят из Казахстана в РКК "Энергия". Здесь капсулу разберут, а затем приступят к анализу показаний телеметрии.

Между тем на космодроме Байконур ждет команды на старт ракета "Протон-К" с разгонным блоком ДМ и тремя спутниками глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Ее запуск запланирован на 25 октября. Однако в Казахстане пока еще действует запрет на запуски с Байконура ракет класса "Протон" всех модификаций: он был введен правительством республики после аварии 6 сентября. Тогда ракета-носитель "Протон-М", выводившая в космос японский телекоммуникационный спутник, на 135-й секунде полета рухнула на территорию Казахстана.

Специальная Межведомственная комиссия провела анализ и установила причины аварийного пуска. "Авария произошла из-за непрохождения команд до пироболтов разделения первой и второй ступеней на 129й секунде полета. Причиной явилось повреждение кабеля на межступенной ферме. Причиной повреждения кабеля явилось некачественное создание изолирующего слоя, не обеспечившего защиту цепей срабатывания пироболтов от комплексного воздействия выхлопных струй запустившихся двигателей второй ступени", - говорится в протоколе заседания правительственных комиссий Республики Казахстан и РФ по расследованию причин и оценке последствий аварийного пуска.

Правда, в оценке ущерба стороны несколько разошлись. А потому решено, что стоимость компенсационных выплат будет обсуждаться совместной комиссией, которая должна закончить свою работу до 1 декабря. Однако по российско-казахстанским соглашениям сроки выплат никак не должны влиять на сроки запуска ракеты-носителя "Протон". По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, устно он получал заявления от руководителей правительства Казахстана о том, что запрет на пуски "Протонов" в ближайшее время будет снят.

Для России это очень важно, поскольку до конца года с Байконура запланированы несколько пусков, в том числе для выведения спутников ГЛОНАСС. Кстати, ни один из иностранных заказчиков не отказался от запланированных запусков своих спутников при помощи "Протона". Это свидетельствует о том, что сентябрьская авария не повлияла на мнение западных заказчиков относительно надежности этой ракеты-носителя.

Справка "РГ"

Ракета "Протон" широко используется для выведения полезных нагрузок на околоземные орбиты и отлетные траектории в рамках федеральных и коммерческих программ.

С 1965 года осуществлено более 325 запусков этого носителя. С начала коммерческой эксплуатации ракеты "Протона" (1996 г.) осуществлено 42 коммерческих запуска этого носителя (26 запусков - с использованием РН "Протон-К", 16 - c использованием РН "Протон-М").