В качестве предвыборного "народники" использовали лозунг - "Мой дом, наша Швейцария". В качестве предвыборного плаката- белых овец, выталкивающих из стада овцу черную. Лидер партии Кристоф Блохер не раз объяснял - плакат лишь выражает желание граждан его страны жить в большей безопасности, а его сюжет не имеет расистского подтекста. Но, говоря об этом, Блохер едва заметно, уголками глаз, хитро улыбался. И те, к кому он обращался, понимали: слова партийного лидера - лишь дань общеевропейской политкорректности.
Впрочем, и противники "народников" - социал-демократическая партия Швейцарии - в принципе говорила о том же - желании сделать "Швейцарию более швейцарской". Но ее руководителям не хватило убедительности. Опять же сработал пресловутый страх быть непонятыми в Брюсселе.
Но вот парадокс - швейцарцы, которые по сути дали карт-бланш на управление страной националистам и "прокатившим" менее решительных и более политкорректных в вопросах иммиграции социал-демократов, выразили то, о чем мечтают и на что втайне надеются жители многих европейских государств. Недаром победивший на президентских выборах во Франции Николя Саркози одним из центральных пунктов своей предвыборной программы сделал борьбу с "нелегалами". И фактически, по примеру Швейцарии, обещал соотечественникам высылать иммигрантов, совершивших правонарушения, на историческую родину.
Еще несколько лет назад подобные взгляды позволял себе исповедовать только глава Народного фронта Жан-Мари Ле Пен - слишком они казались неприличными в перенасыщенной "просителями гражданства" Европе. Но теперь подобная риторика из уст главы государства - в порядке вещей.
Прошлогодние бунты иммигрантов в Париже, с сотнями сожженных машин и обещаниями правительства улучшить жизнь некоренных французов, волнения, которые прокатились на этих выходных по иммигрантским кварталам Амстердама с аналогичными экономическими требованиями, буквально провоцируют европейцев на жесткие ответные меры. И политическая элита, если она хочет остаться у власти, вынуждена считаться с изменением в настроениях соотечественников.
В Швейцарии 20 процентов трудоспособного населения - иммигранты. Однако, разрешив им работать, швейцарцы не воспринимают этих людей как "своих". И уж тем более выступают против "их устава в своем монастыре". Даже Федеральная комиссия по расовой дискриминации Швейцарии признала: "нынешняя система предоставления гражданства в стране является дискриминационной". Но после прихода к власти Народной партии становится очевидным, что к этим выводам никто не прислушается. Швейцария, а постепенно за ней и Европа - где быстрее, а где медленнее, закрывают свои двери для иммигрантов. Реальная угроза уже через несколько десятилетий потерять собственную "национальную самоидентификацию" оказалась сильнее рассуждений о старении европейских наций и необходимости привлекать из-за рубежа рабочую силу.
Несколько месяцев назад швейцарские правозащитники рассказали о человеке, имеющем инвалидность, который приехал на ПМЖ в страну из Косово. Но власти ему отказали в гражданстве. Основание - нетрудоспособность иммигранта станет бременем для налогоплательщиков. К тому же проситель исповедовал ислам.
Между тем
Но, похоже, с такой логикой национализма в Швейцарии согласны многие - тому доказательство результаты парламентских выборов. И такая логика начинает преобладать в Европе. Потому что сегодня она все чаще в глазах жителей Старого Света выглядит логикой здравого смысла.
Эрик Хесли,
политолог, главный редактор "Трибюн де Женев", "24 часа"
и еще целого ряда швейцарских газет:
- Наконец-то выборы в Швейцарии прошли так, как они и должны проходить в европейских странах. Выборная кампания была классической: с полемикой, спорами, серьезнейшей борьбой. Раньше такого у нас не наблюдалось.
А итоги, несмотря на всю свою предсказуемость, все же преподнесли своеобразный сюрприз. Никогда с 1919 года, с момента введения пропорциональной системы голосования, победившая партия не набирала такого количества голосов.
Объяснение тому довольно простое: в ходе кампании правые ответили на все вопросы не только своего традиционного электората, но даже и людей, обычно голосовавших за левых. Политическое чутье их не подвело.
Маленькому человеку объяснили, как будут бороться за его интересы в социальном и политическом плане. Ему дали надежду на то, что все увеличивающийся вал эмиграции укротят, причем даже политических эмигрантов, которых за последние годы в стране все прибывало и прибывало, станет уж никак не больше.
Социалисты потерпели поражение, не добравшись и до привычной для себя планки в 20 процентов. Что ж, это уже становится классикой европейского избирательного жанра. То же самое произошло недавно в Германии, во Франции. А вскоре случится, позвольте мне подобное предсказание, и у вас, в России.
Мне бы хотелось объяснить вашим русским читателям: в Швейцарии победили не фашисты, не ультраправые, не партия типа той, что долгие годы заправляет во Франции Ле Пен. Я по горло начитался об этом в некоторых комментариях. Нет и еще раз нет! Выиграли "суверенисты" и консерваторы, к экстремистам отношения не имеющие. Такова теперь судьба Европы. Она правеет- и не без оснований.