Требуется герой
Спрашивается, почему сегодня такое внимание - Ельцу, а, скажем, не Задонску? Ведь они в равной мере ответственны в развитии региональных особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных на их территории. Однако у Задонска на старте проекта есть преимущество: о нем в России знают многие, поскольку имя святителя Тихона Задонского известно далеко за пределами города. Елец же особых ассоциаций не вызывает, и, по большому счету, миру пока не известен. А без этого трудно создать оригинальный "туристический продукт". Другими словами, туристско-рекреационной зоне "Елец" нужен бренд, сам процесс раскручивания которого как раз и станет инструментом привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. Уже были организованы конкурс на проведение археологических раскопок и запрос котировок на создание информационной базы по истории летописного Ельца. А в будущем году будет проведен конкурс на разработку бренда.
Нынешние разработчики бренда ОЭЗ "Елец" - специалисты московской фирмы, выигравшей запрос котировок, - исходят из того, что самая яркая веха в истории Ельца - 1395 год. Тогда город был разрушен армией Тамерлана, но Россия избежала нашествия завоевателя полумира, повернувшего отсюда вспять. Эти события дают основания позиционировать Елецкого князя Федора, чье имя сейчас практически забыто, как бесстрашного героя-патриота, который ранее внес большой вклад в победу на Куликовском поле, а затем ценой своей жизни остановил продвижение четырехсоттысячных полчищ на Русь. Да и сам Елец достоин позиционирования как цитадель русского патриотизма, город-воин. Однако в формировании бренда туристской зоны есть проблемы. До сих пор не было фактических доказательств того, что древний Елец, впервые упоминающийся в летописи в 1146 году, а потом уничтоженный Тамерланом, стоял именно на территории современного города, основаного в 1592 году. К тому же доподлинно не было известно, произошел ли в Елецкой крепости бой с Тамерланом и что заставило завоевателя уйти.
Общепринятую трактовку событий 1395 года дал еще Николай Карамзин. В "Истории государства Российского" он пишет, что Тамерлан вступил в наши пределы, взял Елец, пленил князя Федора со всеми его боярами и двинулся к верховью Дона, опустошая селения. Казалось, что он хотел идти к Москве, но вдруг остановился, а через две недели обратил свои знамена к югу и вышел из российских владений. Эта весть радостно изумила наше войско, которое готовилось встретить врага и дать битву на берегу Оки. По свидетельству современников, Тамерлан отступил в тот час, когда жители Москвы, молившиеся о спасении Отечества, встретили Владимирскую икону. В честь этого события церковью установлен праздник Сретения Богоматери.
По следам Тамерлана
В ходе больших раскопок в сентябре этого года в Ельце были обнаружены фрагменты деревянных стен, ров, вымощенный камнем по дну; остатки башен, давние захоронения, ряд подземных ходов. Археологам удалось наметить участки, где могли находиться крепости разных исторических периодов. Георадарная разведка показала, что неподалеку от Вознесенского собора под землей может таиться археологический объект, предположительно - остатки построек 14 века, уцелевшие после нашествия Тамерлана, а также могилы той же эпохи. Словом, впервые на территории современного Ельца обнаружены вещественные доказательства существования летописного города и его сожжения. Значит, древняя крепость здесь стояла и бой с Тамерланом был. Учитывая, что уже первые находки вызвали большой резонанс, будущий археологический сезон в Ельце пройдет под руководством международной археологической комиссии, в которую войдут ученые России, в том числе Татарстана, а также США, Украины и Узбекистана.
Ученые надеются, что им удастся совершить поистине сенсационные открытия, которые, может быть, изменят учебники истории. Продолжение археологических раскопок, проведение международных научных конференций, "круглых столов" регулярно будут поддерживать внимание широкой общественности к Ельцу и работать на закрепление интереса потенциальных туристов и инвесторов к туристско-рекреационной зоне. Уже подготовлена программа комплексного изучения археологического наследия. На ее основе в следующем году будет разработан новый генеральный план развития города. Оставшиеся исторические ниши придется восполнить путем создания легенд - такие технологии существуют. В итоге будет реконструирован образ Елецкого княжества 14 века - и в результате сформирован инновационный турпродукт. Такова цель усилий, которые сейчас в первую очередь уже предпринимают совместно администрация, ученые и бизнес. По прогнозам специалистов, масштабное продвижение бренда ОЭЗ "Елец" в случае успеха способно довести к 2015 году туристический поток до миллиона человек в год.
Конфликтология для горничной
Но добиться такой популярности туристическая зона никак не сможет, если за эти восемь лет не будут созданы как минимум четыре тысячи мест для размещения туристов и семь тысяч рабочих мест в сфере услуг и досуга. Для чего потребуется привлечь пять миллиардов рублей внебюджетных инвестиций. Пока город не готов к увеличению турпотока. Хотя для развития имеется база: Елец - это железнодорожный узел с движением в пяти направлениях, здесь - развязка шести автодорог. Застройка 18-19 веков; сохранились десять действующих храмов. Для инвесторов областной бюджет предоставляет льготы по налогообложению. Строительство будущей инфраструктуры зоны - гостиниц, кемпингов, сувенирных магазинов, ресторанов, автостоянок - планируется на отведенных под рекреацию участках в 670 гектаров. Будет возведен целый микрорайон вместе с ледовым дворцом, плавательным бассейном. Промышленники города совместно содействуют восстановлению Петровского парка, где будут гостиница с залом для конференций, пруды с лодочными станциями.
Для качественного сервиса не хватает сегодня и кадров, способных квалифицированно работать с туристами. Подготовка специалистов ведется только в Елецком госуниверситете, где нужно готовить специалистов руководящего и среднего звена не только для работы в туроператорских и турагентских фирмах, но и в гостиницах, предприятиях питания. Надо организовать переподготовку работников музеев и учреждений культуры. К тому же у потенциального инвестора должно быть понимание, что инвестировать потребуется наряду с объектами капитального строительства и обучающие программы для местного населения, чтобы вовлечь его в сферу сервисных услуг. Это касается и людей старших возрастов, занятых, как правило, низкоквалифицированным трудом. Чтобы избежать неоправданно большого количества конфликтных ситуаций между местным персоналом и гостями, следует организовать дело так, чтобы каждая горничная прошла курс конфликтологии и другое подобное обучение. Чтобы добиться успеха, надо еще обеспечить эффективный отбор целевой потребительской аудитории. Для Задонска это - в основном паломники, для Ельца - любители русской старины. Современный туризм - поле плотнейшей конкурентной борьбы, и битва за клиента происходит в офисах продаж далеко от Липецкой области. Поэтому поддержка маркетингового информационного движения в сфере создания прямых сбытовых каналов малых городов - это реальная возможность совершить здесь прорыв. Если продвижение топ-продуктов малые города передоверят крупным агентствам в столице, они никогда не увидят экономического счастья. Инвестор должен это понимать и всячески содействовать открытию прямых представительств туристско-рекреационных зон на удаленных рынках, которые, минуя посредников, будут продвигать создаваемый региональный продукт. В будущем году областные турагентства готовы провести в Ельце рекламные туры для представителей других регионов и стран. Ведется уже работа по разработке информационных материалов, книг, буклетов.
Николай Нечаев,
доктор экономических наук, профессор Елецкого госуниверситета им. И.А. Бунина:
- Туристско-рекреационные зоны, учитывая состояние наших памятников, дорог и гостиничного комплекса, требуют колоссальных капитальных вложений. Для экономии ресурсов выгоднее развивать не две зоны, а одну, объединив "Задонщину" и "Елец". Это даст экономию затрат на управление, развитие гостиничного комплекса и транспортной инфраструктуры, которые и дальше будут дорожать. А объекты для туристов - неразделимы: Тихон Задонский духовно творил и там, и здесь. И для туристических спусков по Дону нужны единые маршруты. Есть и проблема альтернативного выбора: рядом с туристско-рекреационными зонами, в селе Донское Елецкого района, строится крупнейший цементный завод, что в дальнейшем может повредить репутации этих зон. Может, этот завод "сместить" в сторону, чтобы он не мешал развитию туризма?
Кстати
В Задонск уже сейчас в обычные дни прибывают до 150 паломников, а в крупные православные праздники - до нескольких тысяч. В первую очередь, их привлекают мужской Рождество-Богородицкий Тихвинский и женский Свято-Тихвинский Преображенский монастыри. Городу возвращается былая слава русского Иерусалима. На территории всего района ныне действуют 36 церквей и монастырей, есть четыре источника святой воды. Помимо паломнического туризма здесь будет развиваться и туризм рекреационный. Под ОЭЗ "Задонщина" отведено 97 тысяч гектаров земель: кроме участков в городе - красивейшие луга и леса вдоль Дона, протянувшегося на 120 километров. Планируется проложить прогулочные водные маршруты на малых судах. Увидеть здесь можно множество животных - от благородного оленя до бобра, перепелов и куропаток; в реках водится даже стерлядь. В уникальном заповеднике Галичья гора разводятся соколы-балобаны. Но вот экономические и кадровые проблемы те же, что и в Ельце: сервисной инфраструктуры почти нет. Имеются два кафе, ресторан да одна гостиница на десять номеров. Паломники пока останавливаются в самих монастырях.