Богомолов: "Ледниковый период" залит сиропом восторженных слов

Эти два шоу - однояйцевые. Хотя как бы и разноформатны. В том числе и с юридической точки зрения.

В первом приближении

Десять, а при желании и 25 различий между "Танцами на льду" и "Ледниковым периодом" отыскиваешь легко. В первом случае конкурируют только танцоры, во втором - еще и тренеры-постановщики танцев (Александр Жулин против Ильи Авербуха). В первом жюри состоит практически из профессионалов фигурного катания (исключение - Николай Цискаридзе), во втором - фактически из любителей (кроме Татьяны Тарасовой). В первом - последнее слово, когда определяется пара, выбывающая из проекта, за судьями. Во втором - за телезрителями. Первое шоу разбито на два выходных дня, второе умещается в один, зато растягивается почти на четыре часа. И далее разночтения по мелочам.

Тем не менее сходство разительно, поскольку черты, его определяющие, принципиальны и фундаментальны. Никуда не уйдешь, как бы ни старались постановщики это сделать, от того, что в основании обоих проектов лежит идея соединения в одной паре звездного профессионала и еще более звездного неофита. А всю драматургию шоу и в одном, и в другом случаях цементирует принцип выбывания пары за парой.

Пьедесталы,которые выше побед

Что говорить, "Ледниковый период" на Первом - шоу более зрелищное, чем "Танцы на льду". Потому что оно масштабнее, затратнее, более знатно по именам, более изобретательно по части постановочных решений. И потому рейтинг этого проекта заметно весомее.

Как водится, недостатки проекта проистекают из его достоинств. Зрелище длится три с половиной часа. На каждое выступление отводится примерно по 12 минут. Время катания пары - две минуты. Все катание заняло в последний раз чистого времени 24 минуты. А остальные минуты, сложившиеся в 3 часа, ушли на комплименты. Сначала со стороны закадрового комментатора Андрея Голованова. Затем свои величальные во славу фигуристов произносят все судьи. Не забывают они и друг друга похвалить. Хвалят так долго и настырно, что самим делается в какой-то момент неудобно, но остановиться не могут. Еще хорошо, что не поют осанну Первому каналу, как это было заведено в прошлом сезоне.

Фигуристы, отдышавшись, подъезжают к ведущим шоу Ирине Слуцкой и Марату Башарову и получают и от них изрядную дозу лестных слов.Оно, разумеется, хвала не отрава, как поется в одной известной песенке. Но, право...

И в этом меру надо бы знать. Нынешний "Ледниковый период" при всех его развлекательных достоинствах, при всех подвигах тех, кто учит и учится фигурному катанию, при всех рискованных поддержках, эффектных обводках, элегантных пируэтах напоминает большое кондитерское изделие, покрытое толстым-толстым слоем жирного крема. И все это сверху густо-густо залито сиропом восторженных слов.

Да будь эти восторги трижды искренни и трижды тридцать три заслуженны, все равно перебор. Нехорошо, когда пьедестал высится над победой.

С этой точки зрения "Танцы на льду" - удовольствие более компактное, камерное, более искреннее и более прозрачное.

Проблемы

Тут отношения между фигуристами, судьями и ведущими носят более фамильярный характер. И размолвки здесь - дело семейное. Вспомнить хотя бы последний эксцесс на шоу, когда Амалия Мордвинова обиделась на Николая Цискаридзе за низкую оценку. У Амалии, матери двух детей, глаза увлажнились, зрители стали улюлюкать, после чего Николай демонстративно удалился. "Прекрасная няня" Анастасия Заворотнюк неподдельно расстроилась. Зрители, подвергшие остракизму Колю, столь же дружно стали звать его обратно. Дозвались, и шоу продолжилось.

В "Ледниковом периоде", судя по некоторым деталям, отношения участников шоу не так открыты и неприхотливы. Видно, что Волочкова по большей части пребывает на пуантах в фигуральном смысле - она то и дело напоминает всем, что является носителем высокой русской духовности. И потому всякое снижение оценки себе с полным правом склонна рассматривать как покушение на оную. И ее оставили в проекте, вопреки воле телезрителей.

Кроме того, определение победителей идет по такой замысловатой схеме, что оно легко поддается корректировке в ту или другую сторону. Непроизвольное катание дополнено произвольным судейством.

С этой стороны арбитраж в "Танцах на льду" кажется более прозрачным и последовательным. Тут работает постоянная бригада судей во главе с Еленой Чайковской. И судят они не столько по-доброму, сколько по-честному.

На это я слышу возражение: это вам не спорт, а шоу. Тут, мол, не судят, тут играют в судейство. Хорошо, говорю. Пусть это игра, но она тоже должна иметь правила, которым пристало честно следовать.

Я понимаю, что таков уж тренд развлекательного ТВ: все шоу стараются одеться в соревновательную форму. Телезритель (что с ним поделаешь?) жаждет остроты впечатления, и потому в само по себе красивое зрелище вживляется спортивный интерес. А чтобы добавить экстремального перца, партнером фигуриста-профессионала становится неофит в фигурном катании. И когда честолюбивый дилетант, едва научившийся стоять на льду, поднимает партнершу над собой, да еще на кураже пытается это сделать на одной ноге, то действительно становится жутко.

Азарт борьбы постоянно подстегивает и профессионалов, и непрофессионалов на новые рискованные трюки.

Насколько травмоопасен этот вид развлечения для массовиков-затейников на фигурных коньках, можно судить по тем потерям, которые несут ледовые проекты. Футболист Александр Мостовой выбыл еще на стадии предварительных тренировок - получил травму паха. Аналогичное несчастье постигло Анастасию Мыскину, и она уже на старте сошла с дистанции. Поранил ногу Олег Газманов, и он покинул лед. Вилли Хаапасало выходит на каток вопреки советам врачей. Ольга Кабо сломала ребро. С серьезной травмой катается Чулпан Хаматова.

Такова спортивно-развлекательная жизнь. С изнанки.

Кстати

Отдельный аттракцион - на лед вызывается беременная на седьмом месяце Ирина Слуцкая. Ей уже довелось во время записи поскользнуться и упасть. Слава богу, обошлось. Конечно, охота пуще неволи. А что пуще охоты?