24.10.2007 23:00
    Поделиться

    Путин: Мы не забудем о людях, работающих на железной дороге

    Владимир Путин поздравил железнодорожников с юбилеем отрасли
    Съездом в Государственном Кремлевском дворце железнодорожная отрасль вчера отметила 170-летие российских железных дорог. Отметить эту дату и подтолкнуть руководство ОАО РЖД к активной модернизации приехал и президент Владимир Путин.

    Поздравить президента РЖД Владимира Якунина и всех сотрудников отрасли собралось немало видных гостей, прямо или косвенно имеющих отношение к железным дорогам. В президиуме съезда расположились первый вице-премьер Сергей Иванов, вице-премьер Александр Жуков (он даже взял на себя роль ведущего всего мероприятия), министр транспорта Игорь Левитин, мэр Москвы Юрий Лужков, немало заграничных коллег Владимира Якунина. Перемежая поздравления с воспоминаниями, в первый день съезда делегаты и высокие гости все же остановились на главном направлении деятельности ОАО РЖД на ближайшие несколько десятилетий. Перед отраслью стоит задача глобальной модернизации и развития в интересах всей России. Эту задачу президент Владимир Путин сравнил с резким подъемом железных дорог России в начале прошлого века.

    План развития железнодорожной отрасли уже собран в соответствующую стратегию, рассчитанную вплоть до 2030 года. Фактически, отметил глава государства, речь идет о качественном обновлении железнодорожного хозяйства страны, о масштабном техническом перевооружении отрасли. Еще и поэтому он призвал не откладывать ее в долгий ящик.

    - Заданные стратегией цели действительно амбициозны, - заявил Путин. - Предстоит построить тысячи километров новых железнодорожных линий, модернизировать действующую сеть и переоснастить парк подвижного состава.

    Все это должно укрепить конкурентоспособность и геополитические позиции России, дать серьезный импульс социально-экономическому подъему страны, а также устранить инфраструктурные ограничители роста, которые оборачиваются серьезными экономическими потерями, снижают трудовую мобильность и инвестиционную привлекательность регионов.

    Естественно, все эти планы требуют соответствующих инвестиций. И, как признался глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин, рентабельность его компании не предполагает сегодня значительных вливаний. Однако большая часть средств все равно будет найдена за счет частных инвестиций, пообещал он.

    Государство тоже не останется в стороне от финансовой подпитки железных дорог. Но государственные вложения станут не средством, а прежде всего стимулом. "Бюджетные средства должны здесь выступить не главным источником, а стимулом и генератором для притока частных инвестиций, - подчеркнул Путин. - По оценкам экспертов, именно частный сектор способен обеспечить до 75 процентов от общего объема необходимых инвестиций".

    Первоочередной задачей на железных дорогах является проведение системных реформ с целью создания рыночной, открытой и конкурентной среды. Только так можно будет добиться нормальной ценовой политики, на которой завязаны такие вопросы, как социальное и материальное обеспечение сотрудников отрасли. По данным президента, уже сегодня на рынке железнодорожных перевозок работает 2,5 тысячи независимых компаний, в распоряжении которых находится треть национального грузового парка вагонов. "От такой растущей конкуренции должны выиграть все, а в конечном счете - качество транспортных услуг", - считает Путин.

    А качество все же по-прежнему отстает от предъявляемых потребителями запросов. Президент и сам не раз мог видеть образцы локомотивов и вагонов, которые сегодня производит Россия - иногда в кооперации с зарубежными партнерами. "Хотя это выглядит неплохо, будем откровенны: их качество и возможности далеко не всегда дотягивают до ведущих мировых образцов, - отметил глава государства. - Считаю, что здесь, как и в автомобилестроении, нужно заинтересовать зарубежных производителей и размещать производство железнодорожной техники на территории России, создавать условия, чтобы им было интересно и выгодно работать в нашей стране".

    Железные дороги - это не только составы, рельсы, депо. Это еще и десятки тысяч людей, ежедневно обслуживающих все это огромное хозяйство. "Я очень рассчитываю на то, что, осуществляя масштабные планы развития железнодорожного транспорта, мы никогда не будем забывать о рядовых людях, которые работают на железной дороге", - надеется президент. Поэтому на ближайшие годы придется сохранить нагрузку, связанную со снабжением работников отрасли самым элементарным. "Нужно, конечно, сохранить рабочее снабжение, сделать его современным, чтобы оно эффективно функционировало и чтобы там не было злоупотреблений и воровства. Необходимо сохранить многие вещи социального характера", - сказал он.

    Уровень средней заработной платы в отрасли - а это 17,5 тысячи рублей - Владимир Путин считает неплохим. Но что президента радует еще больше, так это то, что уровень заработной платы на железной дороге привязан к темпам роста производительности труда. "Вот так бы и в других отраслях", - добавил он.

    В завершение глава государства поблагодарил железнодорожников за их труд, столь необходимый стране и национальной экономике. "Я хочу вспомнить очень непростые годы, которые мы пережили в середине 90-х, - сказал глава государства. - Базовая отрасль, энергетика в целом, железнодорожники по сути были остовом экономики страны, позволили нам пережить очень сложный этап развития и выйти на возможность достижения новых рубежей". До президента успели высказать свое видение относительно будущего железных дорог и некоторые правительственные чиновники. Первый вице-премьер Сергей Иванов предпочел сконцентрироваться на недостатках сегодняшнего дня. А оказалось их немало.

    Сегодня железнодорожным транспортом "обделены" 7 российских регионов. За десятилетие длина путей сократилась на 2 тысячи километров - сейчас их дефицит составляет 10 тысяч километров. На их прокладку необходимо 70 миллиардов рублей. Кроме того, железнодорожный транспорт работает на пределе: в отдельных секторах износ фондов составляет все 100 процентов. "На 73 процента изношен парк электровозов, на 84 - тепловозов, на 74 и 86 - соответственно парки грузовых и пассажирских вагонов", - приводил печальную статистику первый вице-премьер.

    Сергей Иванов назвал три способа развития магистралей. Первый заключается в преференциях в отношении определенных компаний. Второй - в крупных госинвестициях. А третий - самый правильный, по мнению Иванова, - состоит в совмещении первых двух.

    "Мы можем использовать наши геополитические преимущества, развивая железнодорожный транспорт и открывая новые пути, - заметил первый вице-премьер. - Однако при этом российские предприятия, понимая, что в стране дефицит вагонов и тяги и что у них купят все что угодно, зачастую жертвуют качеством производства". Курирующий российское промышленное производство, Иванов всерьез обеспокоен нынешней ситуацией в транспортном машиностроении. У директоров машиностроительных предприятий просто нет мотивации к улучшению качества своей продукции.

    И наконец, государство, по словам первого вице-премьера, не намерено выпускать из своих рук наиболее значимый социальный аспект деятельности РЖД. "Государство должно уделять самое серьезное внимание обеспечению социальных механизмов, взятых на себя обязательств перед обществом, - уверен он. - Остается необходимым государственное тарифное регулирование, вне зависимости от того, когда и как появятся источники инвестиций в РЖД".

    Поделиться