25.10.2007 03:10
    Поделиться

    Алтайские угольщики и власти не могут договориться, кто будет платить за развитие отрасли

    На единственном угледобывающем предприятии края прошло крупное совещание, посвященное развитию отрасли. Угольщикам и властям удалось договориться лишь по некоторым вопросам.

    Тема энергодефицита региона не нова. В прошлом году половину потребленной энергии край произвел сам, другую купил. При амбициозных планах развития в ближайшие годы вопрос энергетической безопасности для Алтая звучит все громче.

    На Алтае есть свое твердое топливо. Вопрос только в том, как его получить. В Локтевском районе разведано Приграничное месторождение. Краевые власти уже второй год предлагают его на лицензирование, но желающих пока не находится: каменный уголь придется добывать закрытым способом. К тому же больших финансовых вложений, по опасениям потенциальных инвесторов, "не стоят" сами незначительные запасы угля - по существующим оценкам, их всего пять миллионов тонн. По словам руководителя территориального управления недропользования по Алтайскому краю Анатолия Зайцева, не исключено, что доразведка угленосной площади в Локтевском районе может показать запасы топлива порядка 50 миллионов тонн, однако туманные перспективы все равно не манят инвесторов.

    Остается Мунайское месторождение бурого угля, что расположено в Солтонском районе. Считается, что запасы угля здесь оцениваются в 34 миллиона тонн. Однако, по словам Анатолия Зайцева, в настоящее время за счет средств федерального бюджета идет уточнение залежей в этой части угленосной площади "Неня-Чумышская впадина". Через три года будет дан окончательный ответ. Ожидается, что уточненные запасы окажутся в разы превосходящими существующие сегодня данные. Для "РГ" Анатолий Зайцев озвучил ожидаемый объем - 270 миллионов тонн.

    Однако даже "железные" 34 миллиона тонн осваиваются в недостаточных объемах. Точнее, не 34, а девять миллионов тонн угля - на добычу именно такого количества топлива выдана лицензия единственному алтайскому предприятию, ведущему освоение части месторождения - "Мунайский-1". Чем занимается второй - пришлый - недропользователь, имеющий право на добычу основных запасов мунайского топлива, алтайским властям и угольщикам до сих пор непонятно.

    Участок месторождения, где работы все-таки ведутся, согласно условиям лицензии, должен в год выдавать 150 тысяч тонн угля. Прошлые собственники разреза в последние годы упорно озвучивали объемы добычи в 100 тысяч тонн. Новые владельцы карьера, пришедшие на хозяйствование в апреле этого года, заявляют, что это количество угля было здесь добыто за все 18 лет, что ведутся работы на разрезе. Кстати, план на этот год и у новых хозяев участка месторождения все тот же - 100 тысяч тонн бурого угля (это при том, что окупаемость всего предприятия наступает при добыче 200 тысяч тонн топлива).

    Как заверил инвестор губернатора, уже сейчас "Разрез Мунайский" имеет технические силы для добычи и 300 тысяч тонн угля в год. Но к этому объему компания планирует выйти в 2009 году. По мнению собственника, бурый уголь конкурентоспособен на всей территории Алтайского края (сейчас одна тонна топлива стоит 340 рублей без НДС). Правда, для отопления собственным углем оборудование в алтайских котельных нужно все же поменять. Это не страшно: новые котлы имеют 80 процентов КПД, окупаются за один отопительный сезон. Оборудование продают три компании, причем две из них - местные, алтайские.

    Однако если в ближайшие два неполных года не изменится инфраструктура, всему краю добываемого объема угля не хватит. Большее его количество просто не позволит транспортировать существующая дорога. Для ее строительства собственник надеется привлечь средства федерального бюджета - с "благословения" региональных властей. Предлагаемая схема финансирования строительства - на 90 процентов за счет федеральной казны и на 10 - за счет краевой. Общая стоимость реконструкции и строительства отдельных участков асфальтобетонной 140-километровой дороги в сегодняшних ценах составляет 3,6 миллиарда рублей. По мнению губернатора края Александра Карлина, у этого проект есть один серьезный недочет: в настоящее время федеральный бюджет уже сверстан, а значит, "вписаться" в какую-либо программу уже не представляется возможным.
    Уже сейчас в регионах, продающих энергию, наблюдается некоторое напряжение усилий, которое в дальнейшем может перерасти в откровенный дефицит. С 2011 года уже не будет 85 процентов регулируемой энергии - вся она поступит в свободную продажу. Регионам станет выгодно иметь свои генерации - это означает гарантированный рынок сбыта. На Мунайском месторождении можно построить конденсационную электрическую станцию (КЭС) мощностью 600 мегаватт, увеличить объемы добычи угля до двух миллионов тонн в год (с последующим увеличением добычи до 6,5 миллиона тонн вплоть до 2017 года). С помощью КЭС можно будет на 40 процентов снизить дефицит электроэнергии в крае. Кроме того, собственная энергия будет дешевле - в существующем сегодня инвестиционном предложении ее стоимость заложена - без НДС - в размере 1,2 рубля за один киловатт-час (себестоимость ее, по расчетам специалистов, составит 35,6 копейки).

    По расчетам специалистов консалтинговой компании, которая разрабатывает проект развития разреза, реализация этого проекта будет приносить до 15 процентов поступлений в бюджет. "Для инвесторов этот проект будет как горячие пирожки", - заявил губернатору Александру Карлину руководитель консалтинговой компании Владимир Дмитриенко.
    В альбоме "Справочник инвестора - 2008", что уже выпустило алтайское Главэкономики, в перечне проектов, предлагаемых к реализации, значится и "Инвестиционная программа развития угольной отрасли Алтайского края". Целью проекта названо обеспечение углем ГРЭС мощностью 600 мегаватт, Барнаульской ТЭЦ-3, объектов малой энергетики и населения. Общая стоимость инвестиционного проекта оценивается почти в 36 миллиардов рублей. Однако будет ли это предложение в нынешнем виде взято к реализации, пока точно не известно.

    Комментарий

    Александр Карлин, глава администрации Алтайского края:

    - Идею развития Мунайского месторождения администрация края озвучивала всегда. Мы будем помогать, прежде всего, в неотложных вопросах. Например, в продвижении мунайского угля. Тему реконструкции котельных под мунайский уголь нужно "закольцевать" с тем, что по техническому перевооружению делает наше управление по ЖКХ. На тех территориях, где бесспорна экономическая обоснованность использования мунайского угля, мы должны поддерживать замену котельного оборудования на специальное для бурого угля. Проблема заключается в том, что у нас слишком много желающих принципиально жечь более дорогой уголь. В том числе и в самом Солтонском районе.
    Что касается дорожной сети, я не обещаю тотчас начать строить. Но дам поручение дорожникам, мы проведем изыскания. Идея строительства КЭС отторжения не вызывает. Это приличный материал, с которым нужно дальше очень серьезно работать. Будем продвигать реализацию этого проекта.

    Поделиться