Сегодня исполняется 85 лет со дня освобождения Приморья "от интервентов и белогвардейцев", как они назывались еще совсем недавно.
Это событие часто путают с днем образования Приморья, которое произошло тоже в конце октября, но на 20 лет позже.
Долгое время дата 25 октября 1922 года, с которой началось установление власти Советов на Дальнем Востоке, позволяла жителям окраины России шутить, что при советской власти дальневосточники все же прожили на пять лет меньше, чем жители средней полосы страны.
Об этом дне невозможно забыть хотя бы потому, что главный памятник Владивостока, его "открытка", как раз посвящен исходу белогвардейцев из города. В свое время современники недоумевали, почему памятник развернут к морю, а к городу стоит своей тыльной стороной? А потому, что покидали интервенты край на пароходах, и красноармейцы смотрят им вслед.
И все же что происходило в Приморье 25 октября 1922 года?
Пока передовые части грохотали по брусчатке гдето в районе Покровского храма, торжественным строем выходя на улицу Китайскую, от причала тяжело отвалил перегруженный до предела последний японский транспорт. Публика на нем подобралась самая разношерстная. Помимо японских граждан и сотрудников японского консульства, город покидали члены правительства Дитерихса, беженцы из Сибири и Забайкалья, ополченцы Земской рати, офицеры белой армии и флота и члены их семей, не успевшие двумя днями ранее попасть на корабли эскадры адмирала Старка. Так в России закончилась гражданская война.
Впрочем, родину решились покинуть далеко не все - вступившим в город большевикам сдались 34 генерала и более двух тысяч офицеров и чиновников белого режима. Некоторые из них пришли к новой власти не с пустыми руками - спасли от уничтожения и вывоза за границу огромные ценности: пороховые склады на Русском острове, библиотеку Генштаба, имущество авиационной школы, часть подвижного состава Уссурийской железной дороги и многое другое.
Интересная деталь: практически все - и японцы, и американцы, и даже многие белогвардейцы были солидарны с большевиками в одном: нельзя было допустить разграбление Владивостока покидающими его частями одной армии и входящими в город другой. 19 октября Троцкий прислал Уборевичу телеграмму (о ней даже сейчас знают не многие), в которой требовал ввести в город только самые дисциплинированные части, причем ни в коем случае не допустить "бесчинств и грабежей".
Кстати, знаменитый памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке находится почти на том самом месте, где раньше проходила береговая линия и стоял причал, от которого уходили в море и эскадра Старка, и последние японские транспорты. И хотя входившие в город бойцы НРА были одеты вовсе не в буденовки и шинели, скульптор Александр Тенета именно так "одел" свое творение - в форму, разработанную в 1914 году великим русским художником Васнецовым для несостоявшегося парада Победы русской армии в Берлине.