Вчера Владимир Путин отправился с одного края Европы на другой.
Из России он прилетел в Португалию - сначала с визитом в Лиссабон, а затем на саммит Россия - Евросоюз, в котором на сей раз председательствует Португалия.
Географическое положение все-таки обязывает. Сколько бы ни говорили, что Россия - это "чистой воды" Европа, а азиатский фактор проступает даже в самых прозападных либералах. В Португалии - та же картина с той лишь разницей, что Лиссабон "грешит" трансатлантическими замашками. К США, впрочем, это не имеет почти никакого отношения. Особую, исторически сложившуюся любовь Лиссабон испытывает, скорее, к Бразилии. Настолько особую, что португальцы во время своего председательствования в ЕС провозглашали одной из приоритетных целей укрепление связей между Евросоюзом и Бразилией с прицелом на всю Латинскую Америку - вплоть до организации саммита ЕС - Бразилия. Россию, конечно, португальские дипломаты на протяжении своего председательствования в ЕС тоже поминали.
Но составление базового договора между РФ и Евросоюзом, который по идее должен был бы прийти на смену истекающему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, как приоритет предпочитали не обозначать, объясняя это тем, что документы лучше готовить в спокойной обстановке - торговли от политики становится меньше. Впрочем, тонкости взаимоотношений России и ЕС в полной мере можно будет почувствовать сегодня в ходе саммита. Вчера же президент Владимир Путин и премьер-министр Жозе Сократиш лишь "разминались" на этом направлении, а заодно обсуждали двусторонние связи РФ и Португалии.
Связи, по словам Владимира Путина и президента Португалии Силва, с которым глава России встретился первым, оказались крепкими. И тот, и другой констатировали, что за все время существования дипломатических отношений - с XVIII века - особых разногласий не возникало. "Мир тесен, а Европа - маленький континент", - оценил географическую удаленность России и Португалии Владимир Путин и констатировал, что любые контакты, в том числе и экономические, зиждятся на доверии. "Мы со своей стороны будем делать все, чтобы создавать подталкивающие условия к взаимным инвестициями", - дипломатично заявил Путин по поводу инвестиционного сотрудничества.
Активизация взаимоотношений началась после визита президента Путина в Португалию в 2004 году. Но сказать, что страны в полную силу используют потенциал, все-таки нельзя. И хотя товарооборот вырос по сравнению с предыдущим годом и составляет порядка 1,4 млрд долл. (Россия в основном экспортирует нефть и металлы), объем взаимных инвестиций пока невелик. Объем португальских инвестиций в экономике России составляет всего 4 млн долл. Конечно, возникают совместные проекты, например, португальские промышленные комплексы в Москве и Подмосковье, гостинично-ресторанный комплекс в Дагомысе. Или строительство завода по производству этилена в Португалии. Но во время майского визита Сократиша в Москву много говорилось о необходимости более интенсивно развивать экономические связи и особенно - региональное сотрудничество.
Имеет свои интересы в Португалии и "Газпром", еще в 2004 году начинавший переговоры с Лиссабоном. И премьер-министр во время своего визита в Россию фактически заявлял, что Португалия готова принять у себя российскую компанию. Но последние общеевропейские решения по обеспечению своей энергобезопасности вносят некоторую неопределенность в совместные планы.
В принципе все эти вопросы достаточно регулярно обсуждаются в рамках смешанной комиссии по экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству, которую возглавляет вице-премьер Сергей Нарышкин. Впрочем, именно на эту тему с Лиссабоном российская сторона говорить особо не собирается. Ведь португальские дипломаты открыто заявляли, что собственной позиции по этому вопросу их страна не имеет и придерживается того направления, которое избрал ЕС в этой проблеме, - не до ПРО Португалии.
Когда-то, на заре первого президентского срока Владимира Путина, Россия выбрала Португалию в качестве экономического ориентира. Экономисты даже рассчитывали, сколько времени потребуется нашей стране, чтобы догнать по своему развитию одну из самых бедных стран Евросоюза. Получалось, что очень не скоро. Лозунг "Догнать и перегнать Португалию" теперь забыт - Россия, кстати, досрочно погасившая этим летом 81-миллионный долг перед Португалией, в последнее время предпочитает ориентироваться сама на себя. И демонстрирует цифры роста, способные поразить европейское воображение, правда, без учета качества этого роста. Португалия же начала свое председательство в ЕС с того, что Евросоюз выделил ей самую большую помощь - 21,5 млрд евро до 2013 года, значительная часть которых пойдет на повышение квалификации и образовательного уровня населения, в среднем не достигающего и семи классов.
Впрочем, об этом вчера не говорили. Хотя Владимир Путин после переговоров с Силвой и обозначил позицию России. "Я не думаю, что наши отношения находятся в плачевном состоянии. Да, есть вопросы, в которых мы пока не можем договориться. И мне иногда кажется, что Россия больше защищает европейские интересы, чем сами европейцы", - высказал парадоксальную мысль президент РФ. И объяснил на примере Косово, что он имел в виду. Россия, по его словам, в этом вопросе исходит из базовых принципов международного права, отстаивая территориальную целостность государства. "Вам мало того, что происходит в Испании? Вам мало примера Бельгии? Или даже всего Балканского региона? - спросил Путин. - Зачем раскачивать основы международного права, подпитывая тенденции сепаратизма в Европе. Да и на постсоветском пространстве тоже".
В том ряду оказался и Иран. Ведь в Португалии не слишком позитивно отнеслись к тому, что Путин побывал в Тегеране. Российский президент подтвердил, что "мы против ядерного оружия". Как, по его словам, и Иран, что подтверждено подписанными в Тегеране документами. "Зачем загонять Иран в тупик?" - спросил Путин. И тут же привел в пример Северную Корею, в успех переговоров с которой по ядерной программе мало кто верил. "Так давайте не будем, как сумасшедшие, с бритвой бегать и ею размахивать", - перефразировал Арсения Тарковского Владимир Путин, которому, видимо, создало поэтическое настроение посещение могилы Камоэнса.