"Мерседес" принцессы Дианы ослепили таинственной вспышкой за секунду до аварии

Трагической истории о гибели "народной" принцессы Дианы, кажется, не будет конца. Став легендой, обрастающей все новыми, зачастую противоречивыми свидетельствами и подробностями, правда о том, что случилось на самом деле 10 лет назад в парижском тоннеле Альма, рискует никогда не всплыть на поверхность.

Слишком тяжел груз тянущих ее ко дну домыслов, на которых многие из так называемых свидетелей аварии, очевидно, делают деньги и паблисити.

Однако присяжным Верховного суда, ведущим сегодня расследование по этому делу, придется через несколько месяцев вынести окончательное заключение: кто виноват в гибели Дианы и ее друга Доди аль-Файеда. И можно ли в этой истории вообще говорить о виновных. Буквально каждый день из Парижа поступают в Верховный суд Лондона по видеосвязи новые свидетельства очевидцев аварии.

Самое свежее содержит информацию о том, какими были последние слова смертельно раненной принцессы. С этим "докладом" выступил пожарный-доброволец Дэмиан Дэлби, которому случилось вместе с его братом одним из первых оказаться в ту ночь в тоннеле. По словам Дэлби, Диана, находившаяся на заднем сиденье искореженного "мерседеса", повторяла одни и те же слова: "О, мой боже, о, мой боже!"

Между тем, как следует из опроса этого свидетеля судьей, Дэлби не знал английского языка на ту пору, как не знает его и по сей день. Помочь ему в ту ночь в тоннеле вызвался случайно оказавшийся на месте аварии турист. С его помощью Дэмиан Дэлби обратился к тяжелораненому телохранителю Тревору Рис-Джонсу (он единственный, кто пережил эту аварию. - О.Д.), попросив его не двигаться до приезда "скорой". При этом, по свидетельству Дэлби, один из фотографов, находившихся около "мерседеса", кричал: "Она жива!"

Весьма примечательно, однако, в предыдущие годы в Британии наиболее солидные издания широко цитировали показания другого свидетеля, который случайно оказался первым - еще до приезда пожарных и "скорой" - в тоннеле Альма и первым оказал помощь Диане. Французский врач Фредерик Меллье (Mailliez), вызвавший на место аварии "скорую", свидетельствовал в интервью "Таймс", что раненая пришла в сознание и все время повторяла, как ей ужасно больно. И пока Диана, поначалу не узнанная Фредериком Меллье, кричала от боли, он дал ей кислородную маску. Через некоторое время принцесса вновь потеряла сознание. После того как приехала бригада "скорой помощи", Меллье уехал домой. В данном расследовании имя свидетеля Меллье, однако, не упоминается и его показания не приводятся.

Среди новых обстоятельств фигурирует и некий автомобиль, въехавший прямиком вслед за "мерседесом" Дианы также на большой сокрости в тоннель Альма. Его якобы видел с верхней точки моста новый, ранее не заявлявший о себе свидетель. Речь, однако, на сей раз идет не о загадочном белом "фиате уно", который, как долгое время подозревали, подрезал путь "мерседесу", а о черном "форде".

Свидетель, Франсуа Левистр, доложил лондонскому судье, что за секунды до катастрофы "мерседес" был ослеплен таинственной световой вспышкой, как если бы машина Дианы попала в зону действия полицейского радара.

Свидетель Жак Морель утверждает, что папарацци намеренно заблокировали "мерседес" в тоннеле, чтобы вынудить водителя Анри Пола остановиться. Эту "ловушку" якобы спланировал французский фотокорреспондент Джеймс Андансон. Имя Андансона широко муссировалось после аварии. В прессе гуляли слухи, что тот был агентом спецслужб. Масло в огонь подлила загадочная гибель самого Андансона: его нашли мертвым в собственном автомобиле.

Самым сенсационным в расследовании стало обнаружение обручального кольца. Вопрос о том, существовало ли такое кольцо, которое Доди аль-Файед намеревался якобы преподнести Диане, был едва ли не основным аргументом в теории заговора, на которой все эти годы настаивал отец Доди, мультимиллионер Мохаммед аль-Файед. По версии Мохаммеда аль-Файеда, Диана и Доди должны были в роковой вечер обручиться. И для того чтобы воспрепятствовать браку матери будущего короля Англии с сыном арабского торговца, британские спецслужбы, как упорно настаивает аль-Файед, и "убрали" обоих.

Следов кольца до сих пор обнаружить, однако, не удавалось. Но вот сейчас кольцо в деле вспыло. Следствие заполучило снимки с видеокамер парижского ювелирного магазина Альберта Репосси, запечатлевшие Доди. На них видно, как приятель Дианы выбирал кольцо.

Между тем

Обнаружен и чек на покупку обручального кольца из серии Dis Moi Oui ("скажи мне да") стоимостью в 115 тысяч франков (примерно 11 тысяч 500 фунтов стерлингов). Это кольцо было доставлено в отель "Ритц", в котором размещались Диана и Доди, одним из служащих отеля. Но вот успел ли Доди сделать предложение Диане и что ответила ему принцесса, теперь вряд ли когда-нибудь станет известно.