Новые нормы в Законе "О защите прав потребителей" существенно упрочняют позиции граждан в спорах с теми, кто продает им товар или оказывает услуги.
Во-первых, банки при выдаче кредита теперь обязаны не только называть конечную сумму, которую должен погасить гражданин, но указывать в договоре график погашения суммы. Напомним, что с 1 июля аналогичные требования - об информировании заемщиков о реальной стоимости кредита - установил для финансовых учреждений Центробанк. Однако, по мнению экспертов, далеко не все кредитные организации спешили делиться правдой со своими клиентами, особенно если учитывать, что эффективная процентная ставка по потребительским кредитам варьируется от 90 до 124 процентов годовых при заявленных 29 процентах.
Однако, по словам первого зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, благодаря документу Центробанка люди уже стали получать более четкое представление о предстоящих тратах при погашении кредита. Теперь, после принятия поправок в закон, давать исчерпывающую информацию о сумме возврата должны будут все банки без исключения.
Во-вторых, поставлена точка в долгом споре о маркировке продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Требование информировать покупателей о наличии ГМО, если их содержание превышает 0,9 процента от объема этих ингредиентов, теперь прописано законодательно. До этого норма была указана только в СанПиНе, которым руководствовался Роспотребнадзор при осуществлении контроля над этой отраслью.
В-третьих, еще две принятые поправки касаются условий гарантийного ремонта и доставки предварительно оплаченных товаров. По новым правилам максимальный срок "держания" вещи в гарантийном ремонте не должен превышать 30 дней за год гарантии. Если за это время организации не удастся "достать" нужную запчасть и устранить неполадку, она обязана вернуть потребителю деньги или заменить вещь на новую.
Новый нюанс - теперь потребитель может вернуть в магазин покупку (если она является технически сложным товаром) в течение 15 дней при обнаружении в ней не только "существенных" недостатков (как было раньше), но и "несущественных". Например, если телевизор показывает, но с помехами.
Что касается доставки предварительно оплаченных товаров, по новым правилам если покупку вовремя не привезли, поставщик должен заплатить потребителю "неустойку" в размере 0,5 процента от суммы товара за один просроченный день. Ранее штраф был на порядок ниже - 0,05 процента.
Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" читайте на сайте "РГ"