Американцы отказываются принимать помощь России в тушении пожаров

Федеральное правительство США "не рассчитывает на получение какой-либо официальной иностранной помощи" для борьбы с лесными пожарами в Калифорнии. Такой ответ мне дали в пресс-службе госдепартамента США на вопрос о том, поступали ли к ним предложения о помощи из России.

Вместе с тем во внешнеполитическом ведомстве указали, что борьба с пожарами входит в компетенцию властей штатов. И решения о том, какие использовать в этой борьбе силы и средства, должны принимать сами калифорнийцы.

В департаменте лесов и пожарной охраны Калифорнии сообщили, что единственная страна, от которой поступила и была принята помощь, - это Канада. Она предоставила для борьбы с огненной стихией самолет-амфибию "Мартин-Марс". Это переоборудованный бомбардировщик времен Второй мировой войны, способный брать на борт около 27 тонн воды и сливать ее в два приема. Кто и почему выбрал эту машину, в департаменте сказать затруднились.

В то же время американские специалисты подтвердили, что российский противопожарный самолет Ил-76 заведомо превосходит канадский "антиквариат" по всем параметрам. Он поднимает в воздух 42 тонны воды и способен работать днем и ночью. Известно, что Москва не раз предлагала Вашингтону использовать эту машину в борьбе с лесными пожарами, но отклика не находила.

В Национальном межведомственном центре США по борьбе с пожарами, куда я обратился за разъяснениями на эту тему, представители Лесной службы США сослались на то, что Ил-76 не прошел в Америке сертификации.

Один из главных энтузиастов применения российских противопожарных самолетов в США, пилот и предприниматель Томас Робинсон, возглавляющий фирму "Глобал эмердженси риспонс", сообщил, что требуемой сертификации нет и у "Мартин-Марса".

Неизвестно даже, есть ли она у переделанного в воздушный танкер американского самолета ДС-10, который также сейчас использует Калифорния для тушения пожаров. Во всяком случае эксперты, по словам Робинсона, считают ДС-10 с подвесными баками крайне небезопасной машиной, которая уже "цеплялась" за кроны деревьев и вообще "того гляди разобьется".

В создании препятствий при использовании Ил-76 в Америке Робинсон винит прежде всего Лесную службу США. По его убеждению, она всегда полагалась на малую противопожарную авиацию и теперь боится ответственности - в том числе и судебной - за этот ошибочный подход. Он также напоминает, что борьба с пожарами - весьма выгодный бизнес для множества подрядчиков, не желающих терять доходы.

Наконец, на его взгляд, в деле присутствует и политическая составляющая, поскольку американские власти вряд ли заинтересованы в том, чтобы признавать превосходство российской техники и принимать помощь России.

И все же, как рассказал Робинсон, влиятельный конгрессмен-калифорниец Дана Рорабакер пытается сейчас договориться с губернатором штата Арнольдом Шварценеггером и с Белым домом о том, чтобы обойти бюрократические рогатки и использовать для тушения российские "Ильюшины".

Между тем

Пресс-секретарь Рорабакера Тара Сетмайер подтвердила мне, что это соответствует действительности. По ее словам, в среду конгрессмен говорил с начальником аппарата губернатора, передал ему "всю имеющуюся информацию по Ил-76" и получил заверения, что эта информация будет доложена Шварценеггеру.