Знаменитый дирижер Риккардо Мути представил в Москве оперу "Дон Паскуале"

В 1971 году с дебюта на Зальцбургском фестивале началась карьера одного из самых знаменитых и титулованные современных дирижеров Риккардо Мути. Тогда по приглашению Герберта фон Караяна он продирижировал в Зальцбурге оперой Доницетти "Дон Паскуале".

Сегодняшняя постановка этой оперы, привезенная Риккардо Мути в Москву при содействии Центра Галины Вишневской - полноценная фестивальная продукция, созданная не где-нибудь, а на одном из самых престижных итальянских оперных фестивалей в Равенне (премьера состоялась в 2006 году). Однако этому спектаклю присуще обаяние вдумчивой учебной работы, выполненной на "отлично" молодыми исполнителями под руководством строгого, но справедливого учителя.

Исполнители и в самом деле молодые: оркестр Луиджи Керубини, собранный Риккардо Мути в 2004 году из выпускников музыкальных институтов, прошедших суровый отбор. Певцы - чуть поопытнее, но тоже находящиеся в начале профессиональной карьеры. Таким образом, этот состав полностью соответствует сюжету, где молодые проказники обводят вокруг пальца еще не такого уж пожилого, но все-таки годящегося им в отцы Дона Паскуале. Герой хочет выгодно женить племянника Эрнесто, а затем жениться сам. Племянник отказывается, так как любит другую - бедную и готовую на любые авантюры девицу Норину. Она под чужим именем выходит замуж за Дона Паскуале и превращает его жизнь в такой бытовой ад, что бедняга соглашается на все условия молодежи, лишь бы избавиться от стервы.

Объясняя, чем ему так дорога эта опера, Риккардо Мути сказал:

- В сознании большинства любителей музыки Доницетти прежде всего - автор мелодраматической "Лючии ди Ламмермур" и шутливого "Любовного напитка". Более искушенные знатоки вспомнят его "Фаворитку", да и то, скорее, отдельные арии из нее. Однако Доницетти - серьезный продолжатель традиций итальянской оперы XVIII века, и "Дон Паскуале" - его абсолютный шедевр по гармонии всех составляющих и глубине подтекста. Либретто этой оперы - редкий пример великолепного литературного стиля, который столь же элегантно воплощен в музыке. Но самое главное - баланс между комической фабулой и теми печальными, порой даже трагическими философскими акцентами, который и составляет главную притягательность этой оперы. Это не комедия и не драма, а некий особый загадочный жанр, который Доницетти определил как "драма буфф". С одной стороны, "Дон Паскуале" во многом отсылает к традициям древнего театра марионеток. С другой - предвосхищает оперный театр Моцарта с его равновесием между усмешкой и печалью, умением в шутливых коллизиях всерьез затронуть основные вопросы бытия. Ну а кроме оперы мне приятно представить и сам спектакль. Сегодня мы чаще всего видим постановки режиссеров, которым нечего сказать и которые стараются поразить вульгарной яркостью. Здесь - работа молодого постановщика Андреа де Роза и молодых исполнителей, которые еще не успели привыкнуть к сегодняшней рутине и не обросли штампами.

Учитывая требование Мути не отвлекать от музыки, режиссер Андреа де Роза ограничился в сценическом действе минимумом необходимого. Но бедным этот спектакль не назовешь. Постановщик пытался достичь той самой "дорогой простоты", которая всегда сопутствует хорошему вкусу и отличает костюмы Габриэллы Пескуччи (лауреата "Оскара" за костюмы к фильму "Век невинности" Мартина Скорсезе). Де Роза явно ориентировался на стиль оперных постановок классика итальянской режиссуры Джорджо Стрелера, который добивался убедительности и естественности актерской игры, тщательно выверяя каждый жест исполнителей, и создавал интригующую атмосферу, обозначая пространство лишь несколькими точными деталями.

Лаура Джордано (Норина), Марио Дзеффири (Эрнесто), Никола Алаймо (Паскуале) и Марио Касси (Малатеста) не обладают выдающимися голосами. Но они прекрасно владеют виртуозной вокальной техникой и поют образцово-музыкально, восхищая стройностью исполнения сложных ансамблей и тонкостью нюансировки.