29.10.2007 02:59
    Поделиться

    В Краснодаре удалось найти потомков казаков, позировавших Репину

    Известно, что натурщиков для картины "Запорожцы пишут ответ турецкому султану" Илья Репин нашел в станице Пашковской, которая тогда еще не была частью краевого центра Кубани.

    Для этюдов ему позировали казаки Демьян Онищенко, Василий Олешко, Парамон Белый, Макар Семак. Все натурщики были георгиевскими кавалерами, участниками Крымской войны 1853-1856 годов. Корреспондент "РГ" встретился с их потомками. На их след навела бывший директор казачьего музея при школе № 60 Людмила Иванова.

    - Однажды детям задали сочинение о своей родословной, и старшеклассница написала, что ее родной дед по матери Иван Олешко доводится внуком в четвертом колене тому самому веселому казаку, что изображен на репинской картине, - сообщила Людмила Иванова. - Действительно именно этот род Олешко значится в "Путеводителе по Кубани" дореволюционного издания. Работая с архивами, школьники и сотрудники школьного музея обнаружили как минимум пять фамилий пашковских казаков, с которых рисовал этюды великий живописец. Кроме уже перечисленных - Прокофий Лебедев, Антон Архипенко. В школьном музее долгое время копии этих репинских этюдов висели на стенах.

    Потомок Парамона Белого, 80-летний Павел, которого удалось разыскать корреспонденту "РГ" в Комсомольском микрорайоне, своей родословной как-то мало интересовался. Работал с 15 лет в колхозе. В войну под обстрелом 16-летним мальчишкой сопровождал поезда с военным грузом. Раньше жил в той же Пашковке. У отца его было шестеро детей и свой надел в 50 соток земли. У Павла же сейчас скромное жилье на улице Запорожской. Ему больше и не надо. Он пенсионер и его хобби теперь - рыбалка.

    А вот потомки Василия Олешко - тщательно собирают каждую мелочь, связанную с их родословной. Последним хранителем родовых реликвий стал Олег Олешко.

    Как вспоминал его предок Иван Олешко, правнук в четвертом колене того самого Василия Олешко, дом у Семака был саманный, теплый, в нем четыре большие комнаты. Потому в нем и расквартировали художника. Находился этот дом в районе нынешней ТЭЦ. Репин рисовал только тех, кто достойно охранял российские границы и имел награды. А Василий Макарович был награжден серебряной шашкой за храбрость.

    Сам Иван Артемьевич Олешко 45 лет проработал на железной дороге машинистом, начал с паровых машин, закончил электрическими. Любопытно, что и сейчас уже пятое колено репинского казака живет практически на месте былого подворья своего предка. До революции у Олешко было три дома - на углу теперешних улиц Бершанской и Космонавтов. Все подворье занимало полквартала. Немудрено, ведь у казаков на каждого сына давали земельный надел. Каждый считался воином. Все четверо сыновей "репинского" казака погибли в войнах, а сам Василий Олешко был похоронен на Пашковском кладбище, под раскидистой грушей.

    Несмотря на воинское житье, в семье Олешко при женщинах никто никогда крепким словцом не ругался. А вот необычные находки в дедовском доме были: в 1930-е годы как-то отошла крыша от стены, мальчишки полезли за вороньими яйцами и нашли в щели изгрызенные мышами царские екатерининки и пузырек с серебром. Пузырек потом обменяли на продукты.

    Со старым домом связана и другая история. Осенью 1933 года казаков переселяли с одного подворья на другое, чтобы хлеб не прятали. А за печью оставался мешок муки в 50 килограммов. Женщины его завернули в одеяло и пронесли. Благодаря этому мешку все в тот голодный год остались живы.

    Дедушка Артем, внук натурщика и отец Ивана Олешко, был казаком-пластуном, брал на русско-японской войне языка. Получил Георгиевский крест, но во время коллективизации крест забрали. Тем не менее он даже на рынок торговать выходил в казачьей форме, в начищенных сапогах. Правда, не столько торговал на самом деле, сколько с приятелями общался.

    - Помню, рассказывали, что когда Репин всех казаков рисовал, дед Василий спросил: "А меня нарисуешь отдельно?" - вспомнила Анна Олешко, сестра Ивана. - Художник нарисовал портрет углем, который долго висел в прихожей. Потом рисунок куда-то исчез.

    Любопытно, что один из набросков Репина - портрет казака - недавно нашли в Сочи. Его передали на экспертизу в Москву.

    Уже два месяца, как нет Ивана Олешко. Но "запорожцы" живы: в Краснодаре по-прежнему трудится его 45-летняя дочь Галя, она работает кондуктором в трамвае пятого маршрута, который как раз и проходит по местам, где Илья Репин писал кубанских казаков. А пассажиры трамвая чаще всего и не подозревают ни о них, ни о том, какой необычный кондуктор обслуживает их в салоне.

    Кстати

    Историк Дмитрий Яворницкий, друживший с создателем екатеринодарской галереи Федором Коваленко рассказал Репину о том, как однажды вольные казаки настрочили ответ, изрядно сдобренный перчеными выражениями, повелителю Османской империи, предложившему им добровольно сдаться. Однако первые наброски, которые сделал Репин, не понравились писателю Льву Толстому: в них не хватает вольного духа казачества. За этим-то духом и приехал шестого июня 1888 года Илья Ефимович Репин в Екатеринодар.

    Прямая речь

    Виталий Бардадым, краснодарский краевед, писатель:

    - Связь Репина с Кубанью и в последующие годы не прерывается. В 1903 году местный коллекционер Федор Коваленко дарит Екатеринодару свое небольшое собрание картин, а в следующем году открывается картинная галерея его имени.

    На это важное событие в жизни провинциального города Илья Ефимович Репин откликнулся телеграммой, адресованной городскому голове: "Поздравляю. Желаю музею процветания и обогащения" и письмом: "2 мая 1904 года. Милостивый государь Федор Акимович! Благодарю Вас за Ваше любезное письмо и присылку каталога Вашей картинной галереи. Нельзя не сочувствовать этому прекрасному учреждению. И я, со своей стороны, прежде всего, буду стараться чем-нибудь быть полезным Вашему благородному делу. Столичные музеи наши переполняются, и избыток художественных произведений время от времени пересылается в провинциальные музеи. На первый раз приношу Вашей библиотеке мою скромную книжку статей и воспоминаний; она имеет отношение к искусству. С совершенным почтением и преданностью к Вам И. Репин".

    В 1909 году Федор Коваленко создает при галерее художественный кружок, почетным президентом которого избирается Илья Репин, почетным членом - Лев Толстой. Вскоре в Екатеринодар пришло заказное письмо:

    "Екатеринодарскому художественному кружку имени Ф. А. Коваленко. Благодарю за высокую честь. Постараюсь быть полезным. О нуждах и желаниях по картинной галере прошу извещать письменно. С совершенным почтением и преданностью Илья Репин".

    Неутомимый Коваленко хлопочет об открытии в городе художественного училища и спрашивает Илью Ефимовича - с чего начинать. 26 июля 1909 года художник пишет из далеких Пенатов:

    "Многоуважаемый Федор Акимович. Всей душою сочувствую открытию в Екатеринодаре художественного училища... Художественному кружку Екатеринодара следует обратиться в Академию художеств на имя Августейшее Президента Великой Княгини Марии Павловны. К открытию осенью Общих собраний императорской Академии художеств присылайте прошение о ея содействии... С желанием успеха симпатичному делу Илья Репин".

    Когда с помощью Репина первого ноября 1911 года в Екатеринодаре открывается школа живописи и рисования, художник с воодушевлением пишет:

    "Радуюсь и поздравляю с успехом! Симпатично, что училище начинает скромно, с определенными целями впереди. Дай бог успеха прекрасному, святому делу. И. Репин".

     

    Поделиться