Быть или не быть турецкому вторжению в Северный Ирак - этот вопрос, похоже, как минимум еще неделю останется на повестке дня международного сообщества.
Теперь, когда все стороны фактически выложили карты на стол, началась наиболее засекреченная часть переговоров - закулисный торг.
В воскресенье о своем желании принять участие в предстоящей сделке объявила Курдская рабочая партия. Ее лидеры сообщили о готовности в "самом скором времени" отпустить восьмерых захваченных в плен турецких солдат. Но с одним условием: "Рабочая партия хотела бы обсудить варианты выхода из кризиса с делегацией, которая приедет забирать военнослужащих". Это предложение фактически говорит о желании РПК через посредников установить контакты с Анкарой.
В пятницу делегация высокопоставленных представителей Ирака ни с чем вернулась из Турции на родину. "Полученные от Багдада предложения направлены на длительную перспективу, однако сейчас очень важен фактор времени", - объяснили причину фактического срыва переговоров в турецком МИДе. Нетерпение, которое проявляет Анкара, вполне объяснимо.
Уже почти две недели на иракской границе сосредоточен стотысячный контингент турецкой армии. Однако время идет, и скоро в связи с ухудшением погодных условий крупномасштабная операция в горах против курдских боевиков станет невозможной. А приказа выступать у турецких военных до сих пор нет.
Такая задержка, которую турецкие власти объясняют необходимостью дать последний шанс дипломатам, раздражает военных. Тем более что с каждым днем становится очевидным: Багдад не готов к решительным действиям для противодействия курдским боевикам. И при поддержке Вашингтона старается затянуть решение этой проблемы.
Возможно, стратеги из Белого дома уже просчитали: крупномасштабная операция турецкой армии взорвет ситуацию в Ираке. И до предела усложнит положение в этой стране американских войск.
Второго ноября в Анкару вылетает госсекретарь Кондолиза Райс. А пятого ноября премьер Турции Тайип Эрдоган проведет в Вашингтоне переговоры с главой Белого дома Джорджем Бушем. По словам начальника генштаба Турции генерала Яшара Бююканыта, военные будут ждать итогов этой встречи. Анкара добивается от Багдада официального запрета на деятельность Курдской рабочей партии, выдачи ее руководителей и прекращения материальной и иной поддержки этой организации.
Пока остается неясным, сумеет ли Вашингтон уговорить турецкие власти, а те, в свою очередь, турецких военных хотя бы частично отказаться от этих жестких требований. На четверг в Анкаре запланирована встреча "с глазу на глаз" министров иностранных дел Турции и Ирака Али Бабаджана и Хошияра Зибари. Возможно, она станет последней возможностью для дипломатического разрешения конфликта.
"В нашем распоряжении существуют различные инструменты. Мы можем использовать язык дипломатии, но также можем применить военную силу", - заявил в пятницу глава внешнеполитического ведомства Турции после переговоров со своим иранским коллегой.
Эта встреча с высокопоставленным представителем Тегерана - недвусмысленное напоминание Вашингтону: "Если Америка и дальше хотела бы оставаться стратегическим партнером Анкары, ей не следует препятствовать проведению трансграничной операции против курдских боевиков в Северном Ираке".
Тем более что Белый дом, так же как и Евросоюз, давно признали Курдскую рабочую партию террористической организацией. А с двойными стандартами в ближневосточной политике Турция как член НАТО и страна, ведущая переговоры о вступлении в Евросоюз, мириться в отношениях с партнерами больше не намерена.