29.10.2007 02:00
    Поделиться

    В Москве открылся фестиваль современного кино "Завтра"

    Новый фестиваль современного кино в кинотеатре "35 мм" открылся элегантно и радостно. Из динамиков прозвучало короткое вступительное приветствие, в котором формулировалась идея "Завтра" как чего-то, что творится уже сегодня.

    Потом Петр Мамонов спел про серого голубя, который, хоть и хуже, чем все, зато умеет летать, и в зале запахло временем начала перемен, когда 20 лет назад стали появляться первые выставки, фестивали и форумы современного искусства. С этим временем связано и начало режиссерской карьеры президента нового кинофорума Ивана Дыховичного. Его идею - показ и развитие современного авторского кино - он сформулировал столь же элегантно и просто, как выглядела церемония открытия: "Этот фестиваль ориентирован на кино, которое не боится быть непринятым и непонятным".

    Фильмом открытия фестиваля стал американский ремейк "Интервью" знаменитого голландца, убитого исламскими экстремистами, Тео Ван Гога. Его снял Стив Бушеми, замечательный актер и режиссер (его первый фильм "Под сенью крон", 1996, сразу сделал его знаменитым). Страстный, психологически сложный и виртуозно сыгранный диалог - дуэль неудачливого политического журналиста Пьера (сам Стив Бушеми) и молодой восходящей звезды Кати (Сиена Миллер). За полтора часа фильма мы успеваем окунуться в бездну отчаяния, в сердце самого греха. Сделано это с чрезвычайной игровой легкостью, отличающей подлинного мастера.

    Герой Бушеми получает задание взять интервью у Кати, интересной ему только тем, что она сделала операцию не по увеличению, а по уменьшению груди. Интервью оборачивается для него неожиданной исповедью и саморазоблачением.

    Фестиваль закроется фильмом председателя жюри Йоса Стеллинга "Душка". Это "русский проект" выдающегося голландского режиссера, автора "Стрелочника" и "Иллюзиониста". Накануне открытия Йос Стеллинг вместе с Сергеем Маковецким, сыгравшим в его фильме Душку, дал пресс-конференцию, где уподобил свою историю чеховскому рассказу "Черный монах". Возможно, Стеллинг не видел спектакль Камы Гинкаса по этому рассказу, в котором главную роль тоже играет Сергей Маковецкий. Но в его истории русский дурачок становится альтер-эго, странным двойником, рожденным то ли фантазией, то ли болезненным сознанием голландского сценариста Боба (Жен Бервуц).

    Когда на пороге его одинокого жилища оказывается герой Сергея Маковецкого, Боб не сразу узнает в нем Душку - дурачка, встреченного им много лет назад на кинофестивале в русской провинции. Душка становится для Боба навязчивым мучением, а для Стеллинга - символом совести. Но в фильме легко прочитывается и другой символический план. Встреча и совместная жизнь Боба и Душки, который раздражает голландца до такой степени, что он готов избавиться от простодушного (или мудрого?) дурачка любым способом - в каком-то смысле есть символ отношения Запада к России. Стеллинг воспринимает его в терминах Бориса Гройса, назвавшего как-то Россию "подсознанием Запада".

    Среди самых ярких событий конкурсной программы и фильм Фолькера Шлендорфа "Улжан", снятый совместно немецкими, французскими и казахскими кинокомпаниями, и "Проблема с комарами и другие истории" (Болгария, режиссер Андрей Паунов), Петра Николаева "Будет хуже" (Чехия), и румынский фильм "К востоку от Бухареста" (режиссер Корнелиу Порумбойю). О них и о других фильмах фестиваля "Завтра" читайте в ближайших номерах "РГ".

    Фото с сайта фестиваля www.2morrow.ru

    Поделиться