30.10.2007 02:30
    Поделиться

    Юрий Богомолов о развлекательных шоу со звездами: а судьи кто?

    Начинается последний этап предвыборной кампании. В эфире прошли первые полемические пробы партийных сил. Это были еще не те дебаты, которые происходят по воле Центризбиркома. Они случились по инициативе ведущих аналитических программ в порядке разогрева и смотрелись с интересом. Так же как и развлекательные шоу, которые, в сущности, тоже являются выборами, но не в парламент, а в пантеон звездного шоу-бизнеса.

    А судьи на кой?..

    Возьмем ли мы "Фабрику звезд", "СТС зажигает суперзвезду", "Ты - суперстар", "Танцы на льду", "Ледниковый период" - все эти развлекательные форумы претендентов на звездный небосклон заключают в себе элементы здоровой и нездоровой конкуренции с сопутствующими ей обидами на соперников и претензиями к арбитрам на необъективное судейство. К тому же и здесь не все зависит от электората. И здесь определенную роль играют "избиркомы" в виде судейских бригад. Потому почти каждый проект на каком-то этапе своего продвижения по эфиру испытывает кризис арбитража, который в более или менее скрытой форме выливается в скандал.

    На шоу "Ты - суперстар" скандалом запахло с самого начала. Там по условиям формата яйца курицу учат. То есть нонешнее племя поп-кумиров судит вчерашних мастеров эстрады. Последние крепятся, но все равно нет-нет да и взорвутся неудовольствием. Ольга Зарубина, обидевшись на низкую оценку своего английского произношения со стороны молодой певицы Славы, едва не покинула проект. Не скрывал своего раздражения судьями Михаил Муромов. Сорвался и ушел с проекта Сергей Крылов.

    На позапрошлой неделе мы стали свидетелями серьезного конфликта на шоу "Танцы на льду". Артистка Амалия Мордвинова до слез почувствовала себя оскорбленной Николаем Цискаридзе, поставившим ей низкий бал. В свою очередь, Коля обиделся на Амалию за то, что она своими слезами спровоцировала улюлюканье студийных зрителей в его адрес.

    И даже такое респектабельное шоу, как "Ледниковый период", не обошлось без склоки. После не слишком высоких оценок увлажнились глаза Анастасии Волочковой. Судьи стали оправдываться. Но вся драма еще впереди. То ли еще будет, когда в следующую субботу, не дай бог, нашу приму, нашу великую балерину телезрители забаллотируют, как это они уже один раз сделали. Уже в минувшую субботу в эфир проскочил выкрик с трибуны: "Судей на мыло!" Татьяна Тарасова вынуждена была ответить: "Мыла будет много". И добавила: "Правда, качественного".

    "Мыла" и так довольно. В том числе и качественного. С судьями или без судей.

    Чем хороши и удобны все эти ареопаги на шоу-конкурсах? Ареопаги могут делать со своими "конституциями" все что угодно. Могут со слезами на глазах, глубоко сожалея, жутко расстраиваясь, следовать им, а могут с такими же слезами и с чувствами глубокого удовлетворения засунуть их куда подальше. Как это и произошло уже второй раз на "Фабрике звезд". Там в минувшую субботу начальство проекта вопреки придуманным им самим правилам оставило девушку Дакоту в проекте. Девушка хорошая. Зал требовал нарушения "закона о выборах", и дирекция пошла навстречу пожеланиям трудящихся.

    Конечно, подобные шоу - всего лишь развлекательные игры в жизнь. Но в них помимо прочего нарабатывается культура верности принципам, без следования которым невозможно нормальное человеческое общежитие.

    С этой культурой, между прочим, дело в нашей стране обстоит еще хуже, чем с культурой художественной, о чем можно судить не только по развлекательным передачам.

    Третьего не дано?..

    Круги по эфирной глади пошли сначала от видеоэссе Никиты Михалкова "55", а затем и от опубликованного в "РГ" открытого письма президенту, подписанного тем же Михалковым и еще небезызвестным художником Церетели.

    Сразу несколько передач оседлали волну возбужденного внимания общественности к этим выступлениям.

    Хотя очередной выпуск программы Владимира Познера "Времена" и был посвящен обсуждению проблемы бесплатных дорог на просторах России, но ведущий нашел возможность отвлечься от нее и в заключительном слове оспорить позицию тех, кто настаивает на третьем сроке ныне действующего президента. Его мысль, если я правильно понял, состояла в том, что отход от духа и буквы Конституции из политической целесообразности - мина замедленного действия и отложенного бедствия.

    Самым дерзким "серфингистом" оказался Владимир Соловьев, который сначала обкатал всех интересующую тему в ток-шоу "К барьеру!", затем - в своем "Воскресном вечере".

    В первом случае была бескомпромиссная дуэль; во втором - интеллигентное собеседование Марка Захарова, Павла Лунгина и Николая Сванидзе.

    Впрочем, и дуэль оказалась непривычно интеллигентной: по разные стороны баррикады стояли уважающие друг друга мастера культуры - известный кинорежиссер Никита Михалков и не последний писатель в современном литературном мире Виктор Ерофеев. Заспорили они не только о благе третьего срока, но и о стилистике письма об оном.

    Стилистика более всего и покоробила писателя. На что режиссер и актер заметил: "Я не отвечаю за слог письма, но я не отрекаюсь от его мысли".

    Исход представлялся предрешенным. И вдруг такой афронт. Я имею в виду результат интерактивного голосования. В европейской части Ерофеев победил со счетом: 90 680 голосов против 52 380. За Уралом писатель тоже выиграл, но уже с минимальным преимуществом.

    Пристыженный Ерофеевым за культ личности президента, Никита Сергеевич отмахнулся: "Не испытываю никакого стыда... Я предпочитаю захлебнуться восторгом, чем дерьмом".

    Кстати

    Было и еще одно событие, которое по достоинству никто не оценил, но которое нельзя не отметить. В российский эфир после патриотического карантина прорвалась Верка Сердючка и спела свою победную песенку "Лаша тумбай". Произошло это на канале НТВ в рамках шоу "Ты - суперстар". Слава богу, она вернулась...

    Поделиться