30.10.2007 03:00
    Поделиться

    Экология уникальных природных объектов Тувы вызывает тревогу

    Вопрос - как совместить уникальную природу и ускоренное промышленное развитие республики - стал одним из ведущих и обсуждаемых в тувинском обществе.

    На днях этот вопрос обсуждали на "круглом столе" в республиканском парламенте. О природе Тувы можно рассказывать много и долго. Так получилось, что горная республика оказалась своего рода большим природным заповедником. Отрезанная от остальной Сибири Саянами, Тува во многом сохранила старинный уклад и облик. Девственная тайга, чистые водоемы, громоздящиеся к небу снежные пики. Здесь обитают многие виды животных и птиц.

    Однако на рубеже нового тысячелетия сохранение промышленной отсталости ведет к бедности населения. Экономический рывок невозможен без строительства железной дороги. Одно время эти планы вызывали споры в обществе. Теперь железнодорожная магистраль Курагино-Кызыл - дело решенное. По рельсам в республику придут новые инвесторы, начнется освоение природных богатств региона. А значит, неизбежно встанут вопросы снижения ущерба для природы.

    - Проблемы сохранения уникальной природы Тувы имеют социальный характер. Их много, - рассказал депутат законодательной палаты Великого Хурала Тувы Андриан Ооржак. - Можно начать с Бай-Тайги, которая входит в район падения отделяемых частей космических аппаратов, запускаемых с Байконура. Ак-Довурак с его асбестовыми отвалами, Улуг-Хем, попавший в зону затопления водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС, Хову-Аксы - территория которого полна захоронениями, оставшимися от кобальтового комбината, - судьба всех этих уникальных природных объектов вызывает тревогу.

    Освоение природных ресурсов уже началось, но общественное мнение к этому пока не готово. По сути, Тува сегодня стоит перед выбором - что для нас важнее: сохранение уникальной природы с традиционным укладом или экономическое развитие на основе разработки минерально-сырьевой базы.

    За 2004-2006 годы на улучшение экологической обстановки в регионе была затрачена лишь четверть предусматриваемых бюджетом средств. При этом природоохранной деятельностью в Туве занимается сразу несколько ведомств. Это министерство природных ресурсов, отдел экологического надзора, управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отдел по техническому надзору, Ростехнадзор и Росприроднадзор.

    Как следствие - отсутствие четкого разграничения полномочий и функций.

    При этом, сообщили представители Великого Хурала, участниками "круглого стола" было отмечено, что в республике отсутствует система комплексного мониторинга окружающей среды. А значит, по мнению специалистов, нельзя сказать точно, какой ущерб наносит региону промышленное развитие.

    По мнению Андриана Ооржака, для того, чтобы безболезненно осуществить экономический рывок, необходимо сформировать общественное мнение. При этом общество должно иметь полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Это можно сделать посредством общественной экологической экспертизы. Ее проведение предусмотрено республиканским законодательством, а инициаторами могут стать органы местного самоуправления.

    По мнению тувинских экологов, механизм общественной экспертизы может быть задействован уже сейчас, при оценке действий золотодобытчиков. Так, недавно в Тоджинском кожууне были выявлены факты варварского отношения к природе со стороны старателей - там добыча ценного металла часто велась на нерестовых реках.

    А сточные воды, после "переработки" в очистных сооружениях, наносят Енисею вред гораздо больший, чем деятельность золотодобывающих артелей. Средств для модернизации очистных в крупных городах в тувинской казне пока нет.

    Кстати 

    По данным ученых, зачастую промышленные предприятия наносят меньший вред природе, чем частный сектор и безответственность жителей. По данным исследований Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов, использование частниками угля с местных разрезов ведет к гораздо большим объемам выбросов в атмосферу, чем с Кызыльской ТЭЦ. По словам заместителя директора института Валентина Заики, местный уголь с его повышенной жирностью скорее сырье, чем топливо. И перед использованием его необходимо перерабатывать.

    Поделиться