30.10.2007 02:55
    Поделиться

    В интернатах Калмыкии пациентам запрещали пользоваться личными вещами и звонить родным

    В психоневрологическом интернате пациентам запрещали писать письма

    Прокурорская проверка обнаружила нарушения прав граждан, содержащихся в психоневрологических интернатах Калмыкии и домах-интернатах для престарелых и инвалидов с отделением социальной реабилитации.

    Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Калмыкии, в республиканском специальном доме-интернате в Целинском районе у прибывающих престарелых постояльцев или инвалидов изымались паспорта и иные документы.

    - Отсутствие удостоверяющих личность документов ограничивает свободу вполне дееспособных пожилых людей: не дает им возможности в течение дня выйти из интерната, получить пенсию, отправить на почте письмо или посылку, - сообщила пресс-секретарь республиканской прокуратуры Саглара Манжикова. - Тем самым нарушается российское законодательство, согласно которому изымать документы у гражданина можно лишь в строго определенных случаях. Руководство интерната пообещало внести необходимые изменения в устав и правила внутреннего распорядка учреждения и обязать канцелярию вернуть пожилым людям документы.

    К сожалению, решить таким образом все проблемы с интернатовскими постояльцами не удалось. Помимо добропорядочных старичков и старушек, оставшихся без родных, в подобных учреждениях обязаны предоставлять социальную реабилитацию так называемым лицам без определенного места жительства и занятий. Даже несмотря на преклонный возраст, такой контингент приносит немало беспокойств: эти люди ссорятся между собой и скандалят с персоналом, злоупотребляют алкоголем, нередко убегают. Именно из-за них интернаты и вводят "паспортный режим".

    - Кроме этого, прокуратурой Сарпинского района республики обнаружены нарушения в деятельности районного психоневрологического дома-интерната. Согласно уставу, проживающих там постояльцев по рекомендации врача могли ограничить в праве использования собственной одежды и книг, получения посылок, бандеролей и денежных переводов, пользования телефоном, - уточнила Саглара Манжикова. - Такие ограничения прав и свобод допустимы лишь в отношении лиц, психическая недееспособность которых установлена в судебном порядке. Самого факта пребывания в психоневрологическом учреждении для этого недостаточно.

    Врачи пообещали в положенный предписанием срок исправить все перегибы на местах и смягчить режим для тех постояльцев, чьи права были вольно или невольно нарушены. К слову, причиной столь сурового подхода к постояльцам было совместное содержание как дееспособных больных, так и тех, чья адекватность была под сомнением у врачей. Реально вменяемых пациентов, способных контролировать свои действия и общаться с окружающими, в больнице немного - трое-четверо. После прокурорской проверки они смогут приобщиться к благам цивилизации: общаться с близкими по телефону, читать, носить собственную одежду.

    Мнение

    Алексей Перехов, доцент кафедры психиатрии и наркологии Ростовского медицинского университета:

    - Злоупотребления и нарушения прав больных в специализированных интернатах - единичные случаи в последнее время. Часто бывает, что человек реально болен, а по суду его недееспособность не доказали - некому было заниматься долгой и нудной экспертизой. В итоге его пребывание в лечебном учреждении с соответствующим режимом выглядит как нарушение прав человека, хотя всего-то нужно было до конца довести формальную сторону вопроса. Это не злоупотребление со стороны системы, скорее ошибка или небрежность. По поводу ограничений в использовании личных вещей нужно помнить реалии: в подобных учреждениях не бывает палат класса "люкс". Поэтому деньги, телефоны, личные вещи у дееспособного больного его недееспособный сосед может украсть, забрать, сломать, потерять. Так что меры предосторожности персонала в какой-то степени можно понять.

    Поделиться