30.10.2007 00:00
    Поделиться

    В Ростовской области растет количество малых экспортно ориентированных предприятий

    В 2,5 раза выросло количество малых экспортно ориентированных предприятий в Ростовской области за последний год. С одной стороны, "малыши" активизировались в преддверии вступления России в ВТО, с другой - помогают административные меры по поддержке предпринимателей, работающих с зарубежьем.

    О том, что это за меры и насколько они действенны, говорили участники очередного заседания областного совета по внешнеэкономической деятельности в конце прошлой недели.

    Найти новый рынок сбыта для малых предприятий, ориентированных на экспорт, проще всего на международных специализированных выставках. Но мероприятия эти затратные.

    - У нас товар очень специфичный - ингридиенты для мясной продукции. Самый лучший способ найти новых заказчиков - участвовать в международных специализированных выставках. В прошлом году, например, благодаря этому мы смогли выйти на новый рынок - Монголию, а до этого работали только с ближним зарубежьем. Только вот мероприятие это недешевое, - говорит заместитель директора небольшой ростовской компании, работающей в том числе и на вывоз, Александр Дробин. - В прошлом году нам удалось получить бюджетную субсидию, за счет которой мы и погасили часть своих затрат на поездку.

    Компенсировать часть затрат на участие в форумах и выставках предприниматели вот уже второй год могут в рамках областной целевой программы развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Поддержка бизнеса, ориентированного на экспорт, - один из приоритетов этого документа. Кроме участия в выставках, за счет бюджетной субсидии малые предприятия могут погасить часть затрат по привлеченным кредитам или компенсировать определенную долю расходов на сертификацию по международным стандартам, что для "мальков" не менее актуально. По словам начальника отдела управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей Людмилы Сечкаревой, об этой услуге знают пока еще очень немногие, к тому же востребована она у экспортеров-производителей, а таких пока меньшинство.

    - Как это ни печально, но пока малые предприятия нашего региона экспортируют в основном сырье: зерно, лом черных и цветных металлов, каменный уголь. Мы и рады бы поддерживать производителей, которые продают за рубеж свою продукцию, особенно тех, кто внедряет на предприятии инновационные технологии, но они у нас как драгоценные жемчужины: их пока очень и очень мало, - заметила она.

    Тем не менее, уже сегодня те, кто заявляет о себе, могут рассчитывать на бюджетную поддержку. В прошлом году, например, ею воспользовались 32 малых предприятия, получив в общей сложности 3,3 миллиона рублей. В этом году за прошедшие месяцы субсидиантов насчитывается уже 30, а сумма, перечисленная на их поддержку, перевалила за три миллиона рублей. Всего же до конца года в бюджете на "мелких" экспортеров предусмотрено шесть миллионов рублей.

    Вместе с тем, поиск нового рынка сбыта и сертификация - это еще не все проблемы экспортно ориентированных бизнесменов. По мнению заместителя директора одного из ростовских малых предприятий Александра Панина, таможенное оформление - вот то больное место, из-за которого от них уходят заказчики.

    - Мы теряем клиентов, которые не хотят ждать длительной процедуры оформления документов для прохождения через границу. У нас был большой заказ от израильского партнера, но с того момента, когда мы его выполнили, и до времени, когда продукция была отправлена за границу, прошло больше полугода. Естественно, клиента этого мы потеряли. Хотелось бы, чтобы эта процедура хоть как-то ускорилась.

    Предпринимателя тут же поправили, пояснив, что, скорее всего, такое долгое время у него уходит не на саму таможню непосредственно, а на сбор документов и прохождение экспертиз. Но это уже требование закона, избежать которого невозможно. Если же возникают претензии непосредственно к таможенникам, коммерсантам предложили обращаться напрямую в Южное таможенное управление.

    Поделиться