Итоги развития российской экономики за январь-сентябрь 2007 года экономистов особенно не расстроили, но и не обрадовали. Не расстроили, поскольку сохранилась достаточно высокая динамика инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, а также реальных располагаемых доходов и заработной платы населения. Не обрадовали, потому что вслед за резким торможением промышленного производства в сентябре стал ослабевать и рост ВВП - предмет гордости всего 2007 года. В финансовой сфере Банку России пока удается без особых усилий обеспечивать стабильность валютного рынка и банковской системы. Однако действие неблагоприятных внешних факторов, кажется, ослабевать не собирается: экономика США находится на грани рецессии, доллар крайне неустойчив, резко возросли инфляционные риски из-за высоких цен на энергоносители и продовольствие. Все это будет негативно влиять и на российскую экономику до конца 2007 года и, по всей видимости, в обозримом будущем 2008-2010 годов.
Характерной чертой конца октября стало практическое отсутствие у мировых рынков оптимистических ожиданий: прогнозы разделились на осторожно взвешенные и откровенно пессимистические.
Во-первых, на мировых рынках мало кто ждет позитивных последствий от любого решения 31 октября Федеральной резервной системы США по процентным ставкам. В России же, во-вторых, инфляция продолжает доказывать свою многоликость и жизнестойкость. Дорожает не только продовольствие, но и топливо, сырье и материалы, тарифы ЖКХ и естественных монополий, ускоренными темпами растут денежное предложение и бюджетная накачка спроса. Не забудем и об усилении дифференциации доходов населения и неравномерности социально-экономического развития регионов.
Обратный отсчет
С той же методичностью, с которой ведомство экс-министра Германа Грефа до конца сентября улучшало прогнозы 2007 года, подопечные Эльвиры Набиуллиной теперь ведут обратный отсчет достижений. ВВП России в сентябре 2007 года вырос, по оценке минэкономразвития, на 5,6 процента по сравнению с сентябрем 2006 года, сообщил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Андрей Клепач. За январь-сентябрь 2007 год ВВП России, по его расчетам, вырос на 7,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, что подкорректированный месяц назад с 6,5 процента официальный годовой ориентир составляет 7,3 процента, а октябрьский прогноз МВФ на 2007 год - 7,0 процента.
Некоторое замедление роста ВВП в годовом сравнении, по словам А.Клепача, связано с относительно низким годовым показателем роста в промышленности. В сентябре промышленность выросла лишь на 3,0 процента по сравнению с сентябрем прошлого года. В первую очередь это было вызвано провалом в энергетическом машиностроении, проблемами в легкой промышленности, торможением роста выпуска железобетонных изделий и снижением добычи газа. Промышленность за 2007 год, по словам А.Клепача, вырастет чуть более чем на 6 процентов вместо предполагавшихся 5,2 процента. Правда, еще в середине октября представитель минэкономразвития уверенно называл цифру в 7,4 процента. Правда, предположительно, из другого динамического ряда, по которому сейчас официально считает промышленный выпуск Росстат.
Больше услуг
Отметим, что еще в начале октября столь значительное торможение ВВП ожидалось не всеми. Данные PMI-индикатора от банка ВТБ Европа свидетельствовали о том, что темпы роста экономики России в сентябре 2007 года не изменились по сравнению с августом, составив 6,4 процента в годовом исчислении. "В сентябре экономический рост сохранился на уровне 6,4 процента в годовом исчислении и продолжал оставаться выше тренда", - говорилось в сообщении банка, переданном агентством Рейтер. В то же время за третий квартал в целом темпы роста ВВП замедлились до 6,4 процента с 7,8 во втором, что стало самым низким показателем начиная с третьего квартала 2005 года. По данным ВТБ Европа, наибольший вклад в динамику экономического роста в сентябре, как и в позапрошлом месяце, внес сектор услуг, тогда как темпы роста промышленного производства снизились до минимума за последние семь месяцев. "Сектор услуг продолжал оставаться основным источником роста в сентябре, поскольку рост промышленного производства замедлился", - говорилось в сообщении ВТБ.
Время стабильных темпов
Как выяснилось, даже сдержанный оптимизм сохранения темпов не подтвердился. Все большее число экономистов начинают придерживаться той точки зрения, что при нынешней низкой конкурентоспособности российской продукции и 5-6 процентов прироста производства и ВВП - уже достижение. К тому же широкое использование административных методов в борьбе с ростом цен подтверждает фундаментальное несоответствие отечественного спроса и предложения как по качеству, так и по ассортименту. Это несоответствие элиминируется за счет притока нефтедолларов, 50-процентной динамики денежного предложения М2 и 48-процентного увеличения импорта в 2007 году.
Но очевидна и долгосрочная неустойчивость такой модели роста, включая очевидное усиление потенциала финансовой нестабильности. Согласно свежим октябрьским данным, состояние системы индикаторов - предвестников финансовой нестабильности, разработанной в Институте экономики переходного периода (ИЭПП), в настоящее время соответствует значению сводного индекса финансовой стабильности в размере 0,58 и вероятности наступления финансовой нестабильности в сентябре-ноябре 2007 года на уровне 25 процентов. Эксперты ИЭПП еще до августовского кризиса ликвидности отмечали, что во II квартале 2007 года вероятность наступления финансовой нестабильности резко возросла: три из тринадцати индикаторов подали негативный сигнал ("избыточное" предложение денег в реальном выражении, бегство капитала и экспансия внутреннего кредита в реальном выражении). В то же время в июле она все еще не достигла значений, зафиксированных накануне кризисов в финансовой системе страны, имевших место в прошлом. Тогда ухудшение ситуации ожидалось лишь не раньше I квартала 2008 года, сейчас сроки сдвинулись на осень 2007-го.
Эксперты ИЭПП отмечают, что неблагоприятное состояние системы индикаторов сохраняется уже на протяжении трех месяцев, что свидетельствует о напряженности в российской финансовой системе.