В условиях повышенных мер безопасности, введенных в последние дни министерством внутренних дел Испании, в Мадриде был оглашен давно ожидавшийся приговор. Перед судом предстали почти тридцать человек, обвинявшихся в организации самого кровавого террористического акта, проведенного исламистскими экстремистами в Европе.
11 марта 2004 года. в четырех пригородных поездах, прибывавших в утренний час пик на мадридский вокзал Аточа, практически одновременно взорвались мощные бомбы, начиненные гвоздями. В результате 192 человека погибли, 1856 были покалечены или обожжены.
В ходе расследования этого чудовищного преступления испанским полицейским удалось арестовать 29 подозреваемых, среди которых были в основном выходцы из ряда североафриканских стран, а также девять испанцев. Один из подозреваемых впоследствии был отпущен на свободу. Еще семь предполагаемых террористов в начале апреля 2004 года были выслежены и окружены полицейскими в мадридском пригороде Леганес, но сдаваться не пожелали и покончили с собой. В итоге перед судом предстали 28 обвиняемых: 27 мужчин и одна женщина. Ни один в ходе следствия не признал свою вину.
Суд выдвинул против них многочисленные обвинения: от подделки документов и хищения взрывчатых веществ до подготовки и совершения убийства и сговора с целью совершения террористического акта. Прокурор требовал для каждого из обвиняемых до 40 тысяч лет тюрьмы. Испанское законодательство не позволяет казнить преступников, но допускает вынесение подобных приговоров. При этом максимальный срок реального пребывания в тюрьме установлен в 30 лет.
В результате судебного процесса максимальные сроки тюремного наказания получили марокканцы Джамаль Зугам, который установил бомбу в один из четырех взорванных поездов, и Осман Эль-Гнауи, перевозивший взрывчатку, а также испанец Эмилио Трасоррас, который помог террористам раздобыть взрывчатые вещества.