В Краснодаре 75-летняя женщина опровергла прогнозы медиков

Краснодарка Зинаида Комиссарова наконец сделала первые самостоятельные шаги без костылей и ходунков. 75-летняя пациентка опровергла прогноз медиков из бюджетных больниц, который они выносят тысячам кубанцев. Оказалось, что перелом шейки бедра - это не приговор, операция по эндопротезированию дает старикам шанс на нормальную жизнь.

Плата за риск

Зинаида Комиссарова, бывший начальник одного из кубанских строительных трестов, никогда не предполагала, что в старости останется одна. Но год назад трагически погибла единственная дочь. А нынешней осенью сама 75-летняя пенсионерка упала и сломала ногу. Вот тут-то и начались ее злоключения.

- Когда приехала "скорая", - рассказывает Елена Владимирова, одна из немногих знакомых Зинаиды, проявивших участие в трудную минуту, - то никакого перелома врач не обнаружил. Но бабушке становилось все хуже.

Другая вызванная машина с красным крестом доставила пенсионерку в травматологическое отделение первой городской больницы. Здесь сделали рентген, и оказалось, что у пожилой женщины перелом, причем тяжелый: сломана головка шейки бедра. В больнице пенсионерка пролежала несколько дней, после чего ее знакомым сказали, что старушка обречена - два перенесенных инфаркта плюс еще букет болячек не позволят ей нормально выйти из наркоза. В общем, эскулапы оперировать ее отказались, ссылаясь на отсутствие у них лицензии на такую операцию, и посоветовали отправиться в краевую клиническую больницу № 1. Здесь, посмотрев эпикриз, тоже операцию отсоветовали: два инфаркта, ишемическая болезнь сердца - а вдруг пациентка умрет прямо на операционном столе? "Вашей бабушке встать не суждено", - вынесли приговор доктора. И лишь один специалист усомнился: "А может быть, и встанет - поищите тех врачей, кто рискнет". Таких специалистов нашли в краснодарской ведомственной больнице железнодорожников. Правда, за протез и медицинские услуги пришлось платить. Всего вышло около тридцати тысяч рублей.

- Хорошо, что в свое время собирала деньги на надгробие, а так откуда бы такую сумму взять? - говорит Зинаида Комиссарова.

Неудобный пациент

- Такие больные должны оперироваться в первые шесть часов или, по крайней мере, в течение трех суток, - рассказывает корреспонденту "РГ" Владимир Абдуев, тот самый краснодарский доктор, решившийся на операцию. - Но даже в Германии после подобного хирургического вмешательства на операционном столе погибает каждый пятый пожилой человек. Наши хирурги умеют делать операции не хуже, но, думаю, боятся высокого процента летальности и, вынеся приговор: неоперабелен, - отправляют больного домой.

По словам врача, не каждый пациент знает, какая ждет его потом участь. Кости от подобного перелома в пожилом возрасте не срастаются, и в дальнейшем он лежит прикованный к постели. Пролежни, пневмония - по сути дела, это медленная гибель. Больной теряет право на выбор: жить лежа или рискнуть и попробовать встать на ноги.

- Только 12 процентов из тех, кого мы прооперировали, не страдали другими тяжелыми недугами, - говорит Владимир Абдуев. - Остальных нужно готовить к операции. А в команде врачей непременно должен быть анестезиолог, специализирующийся именно на больных пожилого возраста, умеющий обеспечить выход из наркоза без осложнений. От его умения во многом зависит исход.

Что касается потраченных пенсионеркой денег, то здесь, по мнению докторов ведомственной больницы, проблема в том, что у пациента на сегодня нет права выбора - у кого ему бесплатный эндопротез ставить.

- Искусственный сустав сейчас стоит от 15 до 100 тысяч рублей, - говорит Владимир Абдуев. - Бесплатно его ставят только в федеральных медицинских центрах. В прошлом году работало постановление правительства России, подписанное Михаилом Фрадковым, о том, что гражданину России, имеющему группу инвалидности и программу реабилитации, органы соцстраха должны купить эндопротез, независимо от вида лечебного учреждения. Если он приобрел протез за свои деньги, то затраты положено компенсировать. Однако в мае этого года вышел приказ ныне экс-министра здравоохранения Михаила Зурабова, практически отменивший прежнее правило: в нем говорится, что по этой форме работать можно, но лишь в исключительных случаях. Что означает "исключительный случай" - не конкретизировано. Поэтому в регионах больным рекомендуют ставить эндопротезы только в федеральных медицинских центрах. А если такого центра нет поблизости или врачи там отказались оперировать? В ту же Москву одинокая и неподвижная бабушка не доберется. В негосударственном или ведомственном лечебном учреждении за эндопротез придется заплатить. Но государство или муниципалитет, а может быть, регион в таком случае должны помочь больному компенсировать расходы.

Встань и иди

Врачи сумели поставить 75-летнюю Зинаиду Комиссарову на ноги. Однако на этом ее больничная эпопея не закончилась. Ведь для того, чтобы ходить без приспособлений - ходунков, нужно время. А кто будет за ней ухаживать? По словам пенсионерки, первое, с чем вообще сталкивается одинокий человек в больнице, - отсутствие сиделок. Даже в люксовских палатах за больными, которые сами о себе не могут позаботиться, присматривают родные или нанимают санитарок. Такса может доходить до 400 рублей за день. А куда деваться тем, у кого нет ни денег, ни родственников?

- Мы выяснили, что после операции можно пройти курс реабилитации в специальном отделении при пашковской городской больнице № 4, - говорит Елена Владимирова. - Еще несколько лет назад там было создано сестринское отделение ухода, как раз для тех, кто попал в безвыходное положение. В общем, привезли бабушку туда. Но, оказалось, что сюда привозят и умирающих. "Я еще живая, - взмолилась Зинаида Комиссарова. - Не оставляйте меня здесь". Месяц за бабушкой ухаживала подруга ее дочери.

- Проблема в том, что в городе нет хосписа для пожилых людей, и наше реабилитационное отделение практически вынуждено выполнять его функции, - говорит завотделением Анатолий Гордиенко. - Приказом минздрава реабилитационные отделения для одиноких людей еще 15 лет назад должны были создаваться при многопрофильных больницах, у нас же открыли при монопрофильной, пашковской. И свозят сюда всех бедолаг, хотя наша специализация - неврологические заболевания. Кого мы только не видели здесь за 15 лет! А врачей в отделении не положено - лишь медсестры. Правда, сейчас городские власти пытаются решить эту проблему.

Ну а что же героиня нашей истории? Сейчас здорова и делает первые шаги без ходунков. 75-летняя пенсионерка считает: ей просто повезло, что нашлись добрые люди, которые все время помогали. А иначе она бы просто не выжила.

Комментарии

Сергей Алексеенко, руководитель краевого департамента здравоохранения:

- Проблемы оказания высокотехнологичной помощи решит строительство в Краснодаре федерального центра эндопротезирования и травматологии, запланированное в рамках национального проекта "Здоровье". На сегодня администрация региона выполнила все необходимые технико-экономические требования. На эти цели из краевого бюджета перечислено 250 миллионов рублей. Регион должен подготовить высококлассных хирургов и других специалистов для работы в центре. Сейчас врачи обучаются на базе краевой клинической больницы № 1. За пять месяцев этого года в лечебном учреждении было проведено более 300 высокотехнологичных операций по замене крупных суставов. По сравнению с 2005 годом количество таких операций увеличилось в пять раз. К 2009 году строительство федерального центра эндопротезирования позволит довести число операций до 10 тысяч ежегодно.

Валерий Сабодашевский, главный травматолог края:

- Если раньше травматологи в краевой клинической больнице № 1 проводили две тысячи операций в год, то теперь - в два раза больше. Для специалистов приобретены специальные рентген-установки, которые позволяют визуализировать операцию. Куплены компьютерные навигаторы, использующиеся при установке эндопротезов. За два года травматологов оснастили самыми современными материалами. Если в 2005 году в краевой больнице устанавливали 250 эндопротезов тазобедренного и коленного сустава, то через год - 650, сейчас вышли на уровень 800. Все это за счет краевой программы по здравоохранению. Жители Краснодарского края имеют возможность получать такую медицинскую помощь бесплатно, хотя в большинстве российских регионов это оплачиваемый вид медицинских услуг.