Кстати, совсем недавно, на мартовских выборах в регионах, использовался электронный лототрон, но от него решили отказаться. "Мы поменяли лототрон, чтобы избежать всяческих недоразумений и претензий со стороны партий", - пояснила член Центризбиркома РФ Елена Дубровина.
Незадолго до жеребьевки члены ЦИК поменяли порядок подхода партий к лототрону. Если на парламентских выборах 2003 года партии вытаскивали шары в том же порядке, в каком они проходили регистрацию в Центризбиркоме, то сейчас партии вынимали номера в такой же последовательности, как они были утверждены в Федеральной регистрационной службе. Об этом нововведении, в целесообразности которого сомневаются некоторые члены ЦИК, напомнил Николай Конкин, секретарь Центризбиркома. Елена Дубровина же в это время закручивала желтые шарики с номерами внутри и клала их в лототрон.
- Мы добросовестно завинчиваем шары, - пояснила Дубровина, приложив к шару немалое усилие.
- Ничего страшного, здесь есть очень мощная фигура, которая любой шар откроет, - председатель ЦИК Владимир Чуров кивнул в сторону трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина.
График размещения предвыборной агитации в "Российской газете" |
Затем началась процедура жеребьевки. Представители партий (в некоторых случаях ими были сами первые лица) приближались к лототрону, крутили его и, доставая шар, показывали свой номер членам ЦИК и всем присутствующим. Вячеслав Володин, секретарь президиума Генсовета "Единой России", подошел вторым (ЕР утверждена Росрегистрацией на второй позиции списка) и вынул номер 10. "На все воля Божья!" - прокомментировал он номер жребия. Первый же номер достался Аграрной партии России. Ее лидер Владимир Плотников, не скрывая радости, тоже приписал свою удачу божественному провидению: "Все хотели первый номер, но Господь распорядился так, что он достался нам". А депутат Госдумы Светлана Горячева, представлявшая "Справедливую Россию" (СР завершает список утвержденных ФРС партий), воскликнула, получив шар под номером 8: "Вы не оставили нам выбора!" Последнюю позицию в бюллетене займет Российская объединенная демократическая партия "Яблоко". Как известно, за бортом предвыборной гонки пока остаются "Народный союз", "Зеленые" и Партия мира и единства. Если Верховный суд отменит постановление ЦИК и партии будут зарегистрированы, им достанутся номера с 12-го по 14-й.
Между тем ажиотаж партий вокруг своих позиций в избирательном бюллетене был вполне оправдан. По словам Елены Дубровиной, первые пять строчек и последние две смотрятся более выигрышно. "Позиция партий в бюллетене имеет значение в тех случаях, когда избиратель еще не определился со своими политическими предпочтениями, оставляя это на день голосования", - сказала Дубровина в беседе с корреспондентом "РГ". Она добавила, что многие избиратели, как правило, читают только первые позиции, а потом уже устают. Мнение коллеги поддержал примером из недавней истории член ЦИК Игорь Борисов. По его словам, благодаря тому, что на выборах 2003 года малоизвестная партия "Единение" заняла первую строчку в бюллетене, она смогла получить большое количество голосов, на уровне с партийными тяжеловесами. "Первая позиция прибавляет один процент голосов по всей стране", - уверен Борисов. По его словам, если явка составит 60 миллионов (что примерно равно тем 60 процентам, о которых уже давно твердят все члены ЦИК), то, учитывая, что один мандат равен 200 тысячам голосов, партия под первым номером сможет "приобрести" два-три мандата дополнительно. "Это при условии, если она пройдет семипроцентный барьер", - пояснил член Центризбиркома.
Кроме того, Борисов, отвечающий в ЦИК за международное сотрудничество, заявил, что методика многих иностранных наблюдателей (в частности, ОБСЕ) имеет скорее политический оттенок, нежели научно обоснованный. Правда, по его словам, технология мониторинга выборов, применяемая наблюдателями от СНГ, не намного лучше, так как она основана на методике ОБСЕ. Поэтому, чтобы помочь Европе избавиться от "непередовых" избирательных технологий и внедрить в ее законодательство истинные стандарты демократических выборов, Россия совместно с СНГ подготовила Европейскую конвенцию о стандартах демократических выборов. В ней, по словам Борисова, детализированно прописан ряд особенностей: какие замеры надо делать, на каких параметрах основываться при анализе выборов и т.д. "У ОБСЕ таких методик нет. Наша Конвенция призывает проводить мониторинг выборов открыто и внятно", - заявил в беседе с корреспондентом "РГ" Игорь Борисов. Член ЦИК привел пример различного подхода к выборам - "европейцы против нахождения правоохранительных органов на избирательных участках, у нас же на некоторых участках в глубинке без милиционера просто невозможно провести голосование".
Борисов рассказал, что Конвенция о стандартах демократических выборов должна быть принята в рамках ОБСЕ или Совета Европы, "пока же она пылится в их недрах". Кстати, проект российской конвенции для европейцев получил положительное заключение Венецианской комиссии ("За демократию через права"), авторитетного европейского органа по анализу законопроектов.
Вместе с тем Игорь Борисов заявил, что "Россия, государство с развитой системой демократических процедур, является полноценным партнером по построению цивилизованного демократического миропорядка", и поэтому может "четко устанавливать процедуру и порядок пребывания международных наблюдателей: сколько наблюдателей могут приехать в страну и когда, куда они могут прийти, на что могут посмотреть". Он напомнил, что в Россию пожалуют 300-400 наблюдателей. Вообще же, по мнению Борисова, достаточно даже 50-100 профессионалов. "В те же США, которые сравнимы по площади и численности избирателей с Россией, направляются делегации международных наблюдателей всего из нескольких человек", - подчеркнул он и предупредил, что любой наблюдатель может быть лишен аккредитации, если будет заниматься несовместимой с наблюдением деятельностью. "Впервые на территории Российской Федерации будет применяться новелла: в составе международных миссий не могут быть граждане той страны, в которой проводится наблюдение", - добавил Борисов.