01.11.2007 02:20
    Поделиться

    В штрафбатах воевало много доблестных защитников Родины

    Многие наши земляки доблестно сражались в штрафных ротах

    Участие в войне с фашизмом "политически неблагонадежных", бывших осужденных и членов семей "врагов народа" до сих пор остается малоизученной темой.

    Уже 12 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об освобождении от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений". Под него подпадали и в течение 10 дней были освобождены лица, совершившие "маловажные бытовые преступления" - было освобождено и направлено на фронт 420 тысяч человек. После выходили новые постановления ГКО и персональные решения Президиума Верховного Совета СССР, по которым в 1942-1943 годах в Красную Армию было направлено еще 157 тысяч осужденных. Всего за три года войны на фронт ушло около миллиона бывших заключенных. Пятеро из них - Александр Матросов, Владимир Бреусов, Алексей Отставнов, Иван Сержанков и Владимир Подгорбунский стали Героями Советского Союза.

    Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 11 апреля 1942 года № 1575 предписывалось "призвать в армию 500 тысяч человек, годных к строевой службе, из трудпоселенцев". Другим постановлением ГКО от 26 июля 1942 года № 2100 объявлялся еще один "особый призыв" общей численностью также до 500 тысяч человек. Таким образом, под видом "добровольцев" мобилизовали до одного миллиона "спецпоселенцев", которых раньше в Красную Армию не призывали как "неблагонадежных".

    Воевали они не хуже других. Было их немало и в сформированной тогда на Алтае 74-й стрелковой бригаде. В служебной переписке особых отделов НКВД их называли "спецдобровольцами". Бригада вошла в состав 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса. В октябре 1942 года корпус был отправлен на Калининский фронт под город Белый. В апреле 1945-го за боевые отличия соединение переименовали в 19-й гвардейский Сибирский стрелковый корпус.

    28 сентября 1942 года появился Приказ Народного Комиссариата Обороны СССР № 298 "С объявлением Положений о штрафных батальонах и ротах и штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии".

    В штрафной роте воевал Герой Советского Союза Александр Алейников, трудившийся после войны в Рубцовске. Другой рубцовчанин Иван Федоренко чуть не угодил под суд еще до войны - за "антисоветскую агитацию": литейщик завода "Алтайсельмаш" требовал выдачи положенной спецодежды.

    Георгий Чернов из Первомайского района (тогда Краюшкинского) уходил в армию в 1938 году с клеймом "член семьи врага народа". 13 февраля 1938 года его отец - рядовой колхозник - был арестован как "враг народа". Чернова-старшего реабилитировали лишь через 20 лет. Был репрессирован и отец выпускника Лепельского минометного училища (переведенного в Барнаул) Леонида Тихмянова. По злой иронии судьбы это произошло именно в те февральские дни 1944 года, когда взвод под командованием Леонида Павловича совершал свой подвиг в Белоруссии.

    Отдельно стоит рассмотреть судьбы Героев Советского Союза - представителей репрессированных народов.

    Многим ли сегодня известно имя Героя Советского Союза Роберта Клейна? Клейн - из поволжских немцев, которых указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года депортировали в Сибирь и Казахстан. Нет никаких упоминаний о начальнике разведки 1-й Украинской партизанской дивизии Сидора Ковпака в первых изданиях документальных повествований, посвященных этому прославленному соединению, - "Люди с чистой совестью" и "От Путивля до Карпат".

    Но в том нет вины авторов книг Петра Вершигоры и Сидора Ковпака. Не они, а чересчур "бдительные товарищи" вымарывали имя Роберта Клейна из рассказов о боевых операциях народных мстителей. Герой Советского Союза, генерал-майор  Вершигора не раз приезжал в гости к нему в те годы, когда он, мягко говоря, был обойден вниманием общественности и прессы. А в книге "Рейд за Сан и Вислу", изданной в 1960 году, он наконец смог отдать должное заслугам Роберта Александровича, которого, кстати, приняли в ряды КПСС лишь в 1954 году. Между тем к тому времени минуло уже 10 лет, как Клейн стал кавалером Золотой Звезды, а его братьям и сестрам разрешили покинуть спецпоселение в Алтайском крае.

    Через 20 лет после окончания войны и польские власти отметят Роберта Александровича высшими польскими наградами за воинские заслуги: золотыми крестами "Виртути Милитари" и Грюнвальда. А орден Трудового Красного Знамени Клейн получит за мирный труд в Орле. "Приехал он в Орел летом 1946 года, высокий, решительный, до предела переутомленный", - рассказывали о нем местные старожилы. Но за работу бывший разведчик взялся энергично. Сумел быстро поднять производственную базу автохозяйства, которое возглавил. Роберт Клейн скончался в январе 1990 года. На памятнике, установленном на его могиле, нет надписи "Герой Советского Союза". По словам сына разведчика, Артура Робертовича, это не вызывает одобрения орловских градоначальников. Но таково было желание самого покойного.

    Ждет еще своей разгадки трагическая судьба Героя Советского Союза кавалериста-калмыка Бембеля Манджиевича Хечеева. В копии наградного листа он записан как "Биембель Мадышеевич", адрес семьи указан - "Алтайский край, ст. Баюново, Косихинский район, с/совхоз 1 отделение". Из официальной биографии: "Гвардии лейтенант Хечеев первым со взводом 30 апреля 1945 года переправился через канал Хафаллендитер-Гроссер в районе населенного пункта Бредиков (на подступах к городу Фривак, Германия), захватил выгодные позиции и, отражая вражеские контратаки, обеспечил переправу основных сил полка. В ходе боев взвод уничтожил десятки солдат и офицеров противника, подавил 10 огневых точек. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года (медаль № 2877). В 1946 году уволен в запас. Вернулся на родину, работал в народном хозяйстве. Умер 10.7.1954".

    Эти данные приводятся Астраханским музеем боевой славы. Биография Биембеля Хечеева была помещена в сборнике "Боевая слава Алтая" (3-м издании 1978 года), но почему-то завершалась фразой "Погиб в бою". В публикациях в Калмыкии к 60-летию Победы написано совсем уж загадочное: "Трагически погиб в Алтайском крае". А в книге "Зональный район: история, люди и судьбы" сообщается, что во время войны в поселок Октябрьский (прежние названия Степной, Пятая Колонна) "привезли депортированных калмыков. Калмыки уехали из села в 1954 году".

    Не по своей воле оказались на Алтае и другие Герои Советского Союза - калмыки. По данным недавно умершего журналиста Виктора Панова, некоторое время жил в Боровлянском леспромхозе Зонального района Эренц Бадмаев. Он ушел служить в Красную Армию еще в 1939 году. За ратные подвиги был награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Ленина. В 1945 году он снова был призван в армию и направлен воевать с японцами. За выполнение ответственного задания многие бойцы и командиры роты Бадмаева были представлены к наградам. К званию Героя Советского Союза он был представлен 4 сентября 1945 года, но получил свою "Золотую Звезду" только 45 лет спустя, 5 мая 1990 года.

    Еще один калмык-герой - Батор Басанов - после войны был разводящим караула, охранявшим железнодорожный мост через Обь у Барнаула, жил недалеко от нефтебазы, в военном городке. Гвардии старший сержант Басанов отличился в июле 1944 года. Действуя в составе роты в головной походной заставе, бойцы его отделения первыми ворвались в село Духново Псковской области, где размещался штаб 42-го пехотного полка 19-й латышской дивизии СС, захватили полковое знамя и документы противника. Когда рота полностью очистила село, отделение Басанова стало преследовать отступающую группу врага. Атаковав огневые позиции противника, бойцы отделения захватили 4 орудия, самоходную пушку. Будучи тяжело ранен, старший сержант Басанов продолжал вести огонь и командовать отделением. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8959) Батору Манджиевичу Басанову присвоено 24 марта 1945 года.

    Поделиться