"Растащим символ на сувениры"
Владимир Юрченко, бывший главный механик рыболовецкого совхоза "Балтика" на Сойкинском полуострове под Петербургом, отлично помнит, как в середине 80-х, под покровом ночи, несколько буксиров притащили и оставили возле берега 120-метровую подводную часть крейсера.
- К 70-летию революции мы построим новую "Аврору", - пояснили военные.
Удивленный механик наутро отправился к директору рыболовецкого завода жаловаться на врагов партии, покусившихся на святое - революционный крейсер! Но директор его осадил: "Нам же лучше: разберем "Аврору" на сувениры".
- Я прекрасно помню события тех дней, - рассказывает Юрченко. - В совхозе даже клич бросили: "Мужики! Айда "Аврору" резать!" Брать разрешили все, что сможем унести. Откликнулось достаточно много. Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически нетронутой. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.
Владимиру Юрченко больше всего приглянулся кафель, которым были выложены душевые крейсера. Плитки он снимал тонким шпателем, чтобы не повредить глазурь, упаковывал их в газеты и вывозил на дачу.
- Я как представил, что в этих душевых герои Цусимы мылись, восторгнулся даже! - вспоминает он. - Ну, думаю, надо баньку построить и полы в ней тем самым кафелем выложить: пусть мужики завидуют. Так оно и вышло. Такой бани, как у меня, во всей России не сыщешь! Вот разве что у Виктора Ларионова, старосты деревни Дубки, в деревянном уличном туалете вместо окон иллюминаторы с "Авроры" установлены.
По словам Юрченко, разграбившие крейсер рабочие наткнулись на исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда сварочным аппаратом они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной. Вот тогда сойкинские мужики и обратились в ленинградский КГБ с вопросом: по какой причине советское правительство избавляется от революционного крейсера?
Восстановлению не подлежит
Ответ оказался прост: железный корпус "Авроры" попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивая несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить "Аврору" просто невозможно.
Реставрация "Авроры" началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили на Северную верфь. Там, в доках, его попросту распилили на части. Нижняя часть, включая подводную, была полностью заменена на новую. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над ватерлинией. К 70-й годовщине революции "Аврора" вернулась на привычное место, а далее встал вопрос: что же делать с остовом, оставшимся на верфи? Сдачу крейсера в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящее судно на Сойкинском полуострове.
Последние сувениры
Сергей Иванцов, бывший техник рыболовецкого совхоза, в память о легендарном крейсере открыл личный музей "Авроры", в котором полно раритетов: подлинный спасательный круг с судна, дверь в кают-компанию, чугунный утюг.
- Музейщиков этот утюг вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плите, очень даже можно! - смеется Иванцов.
Впрочем, чтобы полюбоваться сувенирами с "Авроры", вовсе не обязательно заходить в музей к технику. Всего-то и нужно - пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х. Части корабля видны то тут, то там. Трапы стали лестницами в домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом с крейсера покрыты крыши.
Разграбленное судно простояло у старого пирса несколько месяцев. После чего ему оказался уготован незавидный конец. В чью-то светлую голову пришла гениальная идея: загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.
Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось и затонуло совсем не там, где планировалось. Сейчас это просто кусок ржавого металла, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели его поднять, разрезать и продать за границу как металлолом, но военные запретили.
Найти остатки крейсера революции, лежащие в прибрежной полосе, любой желающий может без всякого труда. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. В окрестных деревнях место нынешнего расположения "Авроры" может показать кто угодно. Судно стало местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, аквалангисты ныряют за сувенирами.
- Этим летом тут неделю ныряли какие-то ребята из Белоруссии, - рассказывает житель Сойкинского полуострова Василий Мочалов. - Ничего интересного, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на части и будут продавать как сувениры - по 500 рублей за обломок.
Периодически крейсер атакуют охотники за черными металлами. Делать это в советские годы не решался никто. Но времена изменились. Корабль режется самыми варварскими способами, в Финский залив при этом попадает невероятное количество грязи. Ленинградская природоохранная прокуратура пыталась решить проблему подъема "Авроры" неоднократно, да только делать это в обозримом будущем никто не собирается, невзирая на наказ Петра Первого: "Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших".
В 1897 году "Аврора" была заложена на судостроительной верфи в Петербурге и в 1900 году спущена на воду.
В 1904 году "Аврору" включили в состав Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. В походе судно зарекомендовало себя как один из лучших кораблей. Кампанию 1907 года "Аврора" провела в плавании с корабельными гардемаринами на Балтике. После чего корабль прошел ремонт и модернизацию. До начала Первой мировой войны "Аврора" каждый год совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров.
7 ноября 1917 года холостым залпом "Аврора" известила о начале революции.
В 1918 году она находится в отстое, а с весны 1919 года - в консервации.
В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: "Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля".
В 1940-1945 годах "Аврора" стояла в Ораниенбауме.
В 1948 году крейсер поставили на "вечную стоянку" у причальной стенки Большой Невки.