В причерноморских государствах отметили Международный день Черного моря. Впрочем, праздник получился скорее деловой: помимо выставок он сопровождался конференциями, заседаниями и совещаниями.
В 1996 году на конференции в Стамбуле министры по охране окружающей среды всех стран Черноморского бассейна подписали совместный документ, который известен как "Стратегический план действий по защите и восстановлению Черного моря". За последние десятилетия, как констатировали ученые и специалисты России, Турции, Болгарии, Румынии, Грузии и Украины, антропогенная нагрузка на морские экосистемы возросла настолько, что на некоторых участках прибрежной акватории уже утрачена способность к их самоочищению. Это в полной мере касается и российского побережья.
Проблема обсуждалась на заседании экологического совета при главе Сочи. На него были приглашены представители федеральных ведомств, занимающихся мониторингом и контролем морской акватории и прибрежных территорий. По их мнению, самое сильное воздействие хозяйственной деятельности человека на состояние морских вод приходится на участок побережья от Анапы до Туапсе. Южнее - от Сочи до Сухуми - море считается "условно чистым". Впрочем, эта "условность" тоже балансирует на опасной грани. Как показали рейды с использованием специальных вертолетов, не только вдоль портовых, но и вдоль всех без исключения курортных городов выстроились подводные "хребты", состоящие из затопленного мусора, в основном из изделий из пластика и резины. В районе Сочи, к примеру, этот шлейф ежегодно растягивается на 20 - 25 километров при средней ширине в 800 метров. После зимних штормов вся эта масса прибивается к пляжным акваториям.
- Мы наблюдаем резкое сокращение отдельных видов рыб, которые из-за загрязнения воды и подводных мусорных завалов лишаются кормовой базы, при этом уничтожается и придонная растительность, - говорит ученый секретарь сочинского отдела Русского географического общества Надежда Диденко. - Раньше рыбные популяции и другая морская фауна пополнялись из Азовского моря и через пролив Босфор, но теперь эти акватории превратились в зону бедствия, и морские обитатели их избегают.
Тем временем, как сообщил заместитель руководителя территориальной службы Ростехнадзора Александр Юрченко, между природоохранными ведомствами до сих пор не налажен обмен информацией. Зачастую они вслепую дублируют работу друг друга, проводят совершенно аналогичные обследования и мероприятия. Плохо об их работе информируется и общественность. Не зная реальной ситуации, люди порой просто не понимают, насколько острыми стали некоторые проблемы. Например, стремительно возрастает загрязнение моря судами, среди которых в последние годы появилось немало частных. Но этот сектор сегодня практически не контролируется.
Беспокоит ученых и специалистов и плохая экологическая подготовка некоторых олимпийских проектов, которые могут повлиять на состояние морского бассейна. Как выяснилось, ни одна из природоохранных организаций, как государственных, так и общественных, не привлекалась к анализу предложений по строительству искусственных островов, которые сейчас активно выдвигаются различными частными компаниями.
Комментарий
Диана Лысак, начальник ФГУ "Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей":
- Самые опасные загрязнители Азово-Черноморского бассейна - нефтепродукты. В районе Туапсе, к примеру, нефтяная пленка порой покрывает до 90 процентов акватории.
Следующая группа загрязнителей - морские суда. Мы не раз задерживали нарушителей, которые "очищаются" перед заходом в морской порт, сливая и выбрасывая все лишнее в море. Причем свою "лепту" в загрязнение прибрежных вод вносят не только иностранные суда, но и наши рыболовы и даже пограничники.
В последнее время все большую остроту набирает и проблема засорения моря отходами жизнедеятельности. Кругом мы видим подводные свалки; много мусора приносят во время весеннего половодья и реки. В Геленджике "мусорный пояс" находится в 300 метрах от берега, мы с трудом берем там пробы придонных отложений, приходится буквально пробивать почти полуметровый слой спрессовавшегося хлама. А о неблагоприятной ситуации в акватории Новороссийска наслышаны, наверное, все.
По-прежнему периодически происходят несанкционированные выбросы из канализационных коллекторов. В этом смысле немного улучшилась ситуация в районе Адлера, где недавно провели реконструкцию очистных сооружений. Штрафные санкции в отношении ряда предприятий тоже привели к локальному улучшению состояния морской воды.
В качестве положительного примера можно привести также прекращение перегрузки угля открытым способом в Туапсинском грузовом порту, чего экологи добивались много лет. Однако в целом значительная часть российского побережья Черного и Азовского морей сегодня носит индекс "неблагоприятные воды", и этой проблемой нужно заниматься в государственном масштабе.