По словам молодых людей, они действовали самостоятельно. Кто-то из них выламывал решетку в ресторане "Чайка", где все и началось, кто-то закидывал камнями магазины и игровые автоматы кавказцев, а кто-то в общей толпе прихватил из разгромленных торговых точек пиво и другие продукты.
Вопрос, посадить или нет, прокуратурой не ставился. Главное было ответить на вопрос: виновны или нет. В последнем слове подсудимые раскаялись, и суд дал ровно столько, сколько просило обвинение. Не больше, не меньше.
Все 12 подсудимых - молодые люди, не привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности. Про таких раньше говорили: не был, не состоял, не участвовал. У некоторых есть малолетние дети. Один из осужденных и сам несовершеннолетний. На суде всем представили исключительно хорошие характеристики.
Что же заставило этих хороших, как выясняется, ребят взять в руки колья и броситься громить свой родной город? Ненависть к инородцам. События в маленьком карельском городке всколыхнули страну и заставили общество задуматься.
Сможем ли мы, люди разных народов, ужиться под одной крышей? У нас нет другого выхода. Надо жить вместе. И еще важно - взаимоуважение. Если этого нет, получается Кондопога.
Проблемы начинаются там, где местные власти не обращают на них внимание. Именно так случилось в маленьком карельском городке. Долгое время Кондопога была разделена стеной взаимного недоверия, а власти этого как бы не замечали.
Все вспыхнуло в один момент. Началось с драки в ресторане "Чайка". Погибли два человека, около десятка получили ранения и травмы.
А на следующий день в городе начались беспорядки.
После событий было возбуждено несколько уголовных дел. Осуждены зачинщики драки. 33-летний Сергей Мозгалев получил три года пять месяцев колонии строгого режима. А Юрий Плиев отправился в колонию на восемь месяцев. В Верховном суде Карелии - дело в отношении шестерых выходцев с Кавказа, убивших и ранивших местных жителей. Также будут судить высокопоставленных сотрудников милиции, обвиненных в халатности. Но расследование кондопожских событий так и не смогло установить, кто стоял за организацией массовых беспорядков.
- Я бы их вообще простила. Это несправедливо, когда за весь город отвечают двенадцать мальчишек. Не такая уж большая наша Кондопога, чтобы нельзя было установить тех, кто организовал эти погромы, - заявила после суда мать одного из погибших Маргарита Слезова корреспонденту "Российской газеты".