03.11.2007 01:30
    Поделиться

    Американский художник показал москвичам бриллианты и строительный хлам

    Творчески созревший к пятому десятку лет латиноамериканец Вик Мюнис, вот уже  6 лет как гражданин мира (хотя и предпочитает Нью-Йорк), сеющий свое оригинальное искусство на различных престижных выставочных площадках. Со своей "посевной" он навестил и Москву, выставившись в ЦВЗ Манеж и в галерее Гари Татинцяна. 

    В известном произведении Ильфа и Петрова "великий комбинатор" отзываясь по поводу творений художника Феофана Мухина, создававшего портреты с помощью овса, фасоли, гороха и других злаков, заметил: "Но все это чепуха по сравнению с тем, что я видел в Москве. Там один художник сделал картину из волос...". Литературный вымысел он и есть вымысел. Однако доля правды в нем все же есть. Писатели, конечно же, чуть пережали с иронией по поводу современного им искусства: ну делали тогда еще авангардисты разные коллажи и контрреллефы и т.д. Но до картин из овса дело все же не доходило. За это взялись позднее, уже при "отце народов", которому колхозники приносили в дар портреты из зернышек риса и т.п. ингредиентов.

    Всем известно, что писатель у нас - пророк. Вот Ильф и Петров и напророчили - в столице ныне можно увидеть работы, сделанные, правда, не из волос, а из шерсти, точнее из пряжи. Но не только с помощью этой матери может "живописать" Вик Мюнис.  В его художественном арсенале имеются и черная икра, и различные специи, и шоколадная полива, и сахар, и компот, и макароны - да чего у него только нет. Есть и бриллианты и кровь (он уверяет, что его собственная, ну поверим), и как это ни странно, даже пигменты, то есть краситель в порошке. Для чего все это нужно?  Как напористо просвещают кураторы выставки: "Молодое поколение сейчас все меньше обращается к "ненасущному" (по их мнению) опыту прошлого. Они "зажаты" в тисках новых технологий и современных масс-медиа. Им не до походов в музеи класического искусства. Мюнис стремится исправить эту ошибку, утверждая, что для понимания современности необходимо обращение к традиции". Так вот, оказывается, в чем дело - Вик Мюнис таким образом занимается просветительством, делая оригинальные римейки классической живописи. И действительно, идешь по залу Манежа и вот тебе - "Нарцисс" Караваджо или "Букет" Матисса, или какая-нибудь мифологическая картина эпохи Возрождения. Правда, при ближайшем рассмотрении все они, оказывается, выложены их бытового мусора и строительного хлама. Причем каждый "мазок" такой картины это либо ведро, огнетушитель, или автомобильное колесо. И теперь становится понятно, что "картины" - это на самом деле фотографии гигантских инсталляций Мюниса, которые он снимает и распечатывает, разгоняя до размера огромных постеров. Однако он может обойтись и малой формой, сфотографировав тарелку с "Головой медузы", выложенной из спагетти под кетчупом, или разлитый силуэтом Джоконды розовый кисель.

    Конечно же, можно и повозмущаться тем, что делает Вик Мюнис. А что тогда поделать со знаменитым "когда б вы знали из какого сора растут цветы...". И потом вам со знанием дела напомнят о знаменитом Джузеппе Арчимбольдо, изображавших ренессансных вельмож с помощью фруктов и овощей (правда, действительно написанных). Вот тут-то и крыть" почти что нечем. Кроме одного: тогда, в эпоху Ренессанса был так называемый "скрытый символизм", метафоричность. Чего у Мюниса нет и в помине. А без этого "зажатых в тисках новых технологий"  не освободить. Но повесилиться можно.

    Поделиться