Ключ к разрешению ситуации по ДОВСЕ есть у Вашингтона и Брюсселя

Депутаты Госдумы единодушно (418 "за") проголосовали сегодня за приостановление Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Заместителю министра иностранных дел Сергею Кисляку и начальнику Генштаба, первому заместителю министра обороны Юрию Балуевскому, представляющим эту президентскую инициативу в Госдуме, не пришлось долго убеждать народных избранников в необходимости подобного шага.

Депутаты были настроены гораздо решительнее, чем дипломат и генерал, и предлагали не ограничиваться мораторием на ДОВСЕ, а пересмотреть "всю систему международных договоров, заключенных после 1991 года, как невыгодную для России".

Подписанное в 1999 году соглашение об адаптации ДОВСЕ "по-новому регулирует взаимоотношения участников этого договора на основе национальных и территориальных предельных уровней обычных вооружений, предотвращающих возможность их концентрации". "Как и всякий договор, это соглашение, - стало результатом компромисса, - признал Кисляк, - но оно делает ситуацию в Европе более предсказуемой, предусматривает возможность дальнейшей модернизации и таким образом отвечает нашим интересам".

Россия ратифицировала соглашение об адаптации ДОВСЕ в 2004 году. Также поступили Белоруссия, Казахстан и Украина. Но для вступления адаптированного договора в силу требуется его ратификация всеми участниками. Однако этого не происходит. Страны НАТО, по словам Кисляка, увязывают ратификацию соглашения с искусственными требованиями - выполнением Россией так называемых стамбульских обязательств в отношения нашего военного присутствия в Грузии и Молдавии. На деле, как заметил представитель МИДа, эти обязательства нами давно выполнены. Видимо, предположил он, некоторые наши партнеры, произвольно трактуя положения старого договора, который Россия продолжала выполнять, рассчитывали извлечь дополнительное преимущество из ситуации и положить в карман квоты вооружений бывших участников ДОВСЕ вместе с расширяющимся НАТО.

"Наше решение не носит агрессивного либо деструктивного характера, - уточнил председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев, комментируя приостановление устаревшего ДОВСЕ. - Оно не направлено на то, чтобы разрушить систему существующих договоренностей. Мы вынуждены прибегать к крайним мерам, но наше решение не носит необратимого характера. Ключ к разблокированию ситуации совершенно точно не в Москве, а в Вашингтоне, Брюсселе, в других натовских столицах, которые сейчас могут вынести адаптированный ДОВСЕ на ратификацию в соответствующих национальных парламентах, провести ее в сжаты сроки. И тем самым создать необходимые предпосылки для того, чтобы президент России отменил сегодняшнее решение". Принятый вчера Госдумой закон дает президенту такое право.