07.11.2007 03:00
    Поделиться

    В России новый вид рейдерства - "конкурсный"

    Предприниматели хотят узаконить электронную коммерцию
    По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем государственного заказа, выставленного на электронные торги, в первой половине текущего года составил 12 миллиардов рублей, что на 25 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Корпоративный же сектор почти полностью производит закупки в закрытом режиме, что приводит к коррупции.

    Что касается государственного и муниципального секторов, то ощутимый удар по коррумпированным чиновникам нанес принятый в июле 2005 года Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Он направлен на улучшение прозрачности и эффективности всех процедур в данной сфере. По экспертным оценкам, экономия составила 100-120 миллиардов бюджетных рублей.

    Принципиальная особенность этого закона заключается практически в полном отказе от закрытых процедур размещения государственного и муниципальных заказов. К 2008 году намечено перевести до 98 процентов всех госзакупок на открытые конкурсы. Пока же эксперты оценили совокупные потери федерального бюджета от неэффективных закупок в 2006 году более чем в 300 миллиардов рублей.

    Опыт, проблемы и перспективы электронных торгов обсудил президиум правления Торгово-промышленной палаты России. Председатель профильного комитета Александр Иоффе отметил, что темпы роста электронной коммерции внушают уверенный оптимизм. Несколько последних лет ежегодный прирост составляет 30-50 процентов.

    По словам Александра Иоффе, в мировой практике электронная торговля рассматривается как одно из основных средств поддержки малого и среднего бизнеса. По данным НАУЭТ, в 2007 году более 60 процентов электронных сделок пришлось на долю малых и средних предприятий. Менее чем за год объем электронных контрактов, полученных малым бизнесом, вырос на 117 процентов, составив в сумме более 5 процентов от всего оборота предприятий сектора. Например, более чем в 74 процентов конкурсов, проведенных крупнейшим национальным оператором электронных торгов в 2007 году, победу одержали компании с численностью штата менее ста человек. По мнению экспертов, в будущем году малые и средние компании смогут получить контрактов уже на сумму более 7 миллиардов долларов.

    На президиуме правления ТПП отмечались некоторые несовершенства в законодательстве. Например, сохраняющееся ограничение на предельную величину государственного или муниципального заказа, который может быть выставлен на электронный аукцион. Предельная планка составляет 1 миллион рублей, искусственно ограничивает ценовой диапазон электронных аукционов в государственном секторе. Другой проблемой правового характера является отсутствие закона "Об электронной торговле".

    Нет юридического определения таких базовых понятий, как электронная торговля, электронная коммерция, электронная сделка, электронный документ и так далее. Большинство статей, регулирующих использование электронных средств в предпринимательской деятельности, распределено по ряду законов и подзаконных актов, что также создает определенные трудности, которые негативно влияют на защиту прав участников электронной торговли. Тем не менее правовое положение пользователей системы электронной торговли в части защиты прав потребителей, товаров и услуг, а также прав потребителей информации, регулируется нормами Закона "О защите прав потребителей" с учетом изменений и Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

    На заседании говорилось о том, что часто государственные заказчики в целях повышения управляемости конкурсов сознательно отказываются от проведения электронных торгов в пользу, например, запросов котировок. Чиновники, отвечающие за распределение городского заказа, нередко отказывают многим малым предприятиям, чтобы обеспечить "свою" фирму. За полтора года после принятия нового закона о государственном заказе в Федеральную антимонопольную службу поступило более 6 тысяч жалоб на действия заказчиков при проведении конкурсов, 50 процентов из них были признаны обоснованными. В 2006 году вынесено 500 постановлений ФАС, по которым нужно заплатить 300 000 рублей штрафов. За первую половину 2007 года - 2100 постановлений на 5 миллионов рублей. Кодекс об административных правонарушениях предусматривал максимальный штраф всего в 20 000 рублей, даже, если нарушение было выявлено при распределении миллиардных контрактов.

    С 1 октября 2007 года эта сумма выросла до 50 000 рублей для чиновников и до 50LTD00 рублей для компаний. Эффективным решением проблемы коррупции также является введение Единой торговой площадки (ЕТП). На основе единого номера регистрации каждой закупки создан реестр добросовестных поставщиков, что позволит свести на нет риск невыполнения контракта.

    Законом не оговорено, каким образом происходит допуск участников размещения заказа к электронным торгам. В торгах могут принять участие все желающие, что приводит к появлению большого количества недобросовестных поставщиков.

    Появился и новый вид рейдерства - "конкурсный". Суть его заключается в том, что нечистая на руку компания вникает в детали проводящегося конкурса на размещение городского заказа, тщательно изучает предложения победителя, находит в них недостатки и юридические неточности. При этом компания-рейдер либо сама принимает участие в конкурсе, либо, пользуясь возможностью открытого доступа к информации о торгах, со стороны изучает всю документацию, представленную другими участниками тендера. Впоследствии рейдеры шантажируют выигравшую конкурс компанию, требуя вознаграждения за неразглашение "компромата". Рейдеры, как правило, регистрируют фирму в дальних регионах за месяц-другой до торгов и предлагают подозрительно низкую цену на конкурсе - она всегда ниже стартовой цены на 30 - 40 процентов.

    Неоднозначность времени окончания электронного аукциона и его "шага" приводит к многочасовым и многодневным торгам. В итоге поставщикам оказывается невыгодно участвовать в них, если начальная (максимальная) цена контракта недостаточно велика. Кроме того, часто снижают цены на копейки. В итоге же побеждает не самый добросовестный, предложивший лучшую цену, а тот, кто дольше смог выдержать многодневное сидение за компьютером.

    Поделиться