07.11.2007 00:30
    Поделиться

    Экологи призывают крупный бизнес поддержать программу охраны окружающей среды

    КОГДА-ТО активисты только зародившихся природоохранных движений сначала в Европе и США, а в бурные 90-е и у нас в России, приковывали себя наручниками к оградам атомных станций, телами на земле писали лозунги или вывешивали свои флаги на дымящихся заводских трубах. После десятилетий экологических баталий наконец пришло понимание, что бороться за зеленый мир экологи, государство, бизнес и граждане уже не могут, стоя по разные стороны баррикад, а должны объединить свои усилия.

    "Круглый стол", собравший на прошлой неделе в Красноярске представителей ООН, краевых властей, природоохранных, общественных организаций и деловое сообщество, был посвящен роли бизнеса в предотвращении климатических изменений. Красноярский край на сегодня в России можно считать "регионом-локомотивом", своеобразным полигоном, где все активные силы общества могут отработать механизмы взаимодействия в рамках борьбы с климатическими изменениями: бизнес реализует здесь крупные инвестиционные проекты, многочисленные экологические организации ведут активную деятельность по сохранению уникальных природных комплексов, а власти края работают и с теми, и с другими. Именно это подчеркнул первый вице-губернатор Красноярского края Александр Новак, добавив, что успех в решении глобальной проблемы изменения климата потребует слаженных действий всех игроков.

    Постоянный представитель программы развития ООН в РФ Марко Борсотти, побывавший по приглашению РУСАЛа и властей края накануне на Красноярском алюминиевом заводе и в заповеднике "Столбы", в своем выступлении сказал, что даже название доклада ООН за 2007 год по проблемам климата носит символический характер: "Борьба с климатическими изменениями: солидарность в разделенном мире". Только корпоративная ответственность, социальные и природоохранные обязательства бизнеса позволят "расширить портфель природоохранных инициатив", которые бы сократили антропогенное воздействие на климат.

    Пример сотрудничества с компанией РУСАЛ, которое началось еще в мае этого года, господин Борсотти назвал первым опытом в привлечении крупного российского бизнеса к программе ПРООН. В планах - масштабные природоохранные программы в Арктическом регионе, осуществить которые под силу только сообща, и вполне возможно, что вслед за РУСАЛом и другие крупные российские компании присоединятся к программе, рассчитанной более чем на десятилетие вперед.

    Участники "круглого стола" поддержали г-на Борсотти, но больше говорили о российской специфике и практических задачах. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев отметил, что пока в России средний и малый бизнес только начинают встраиваться в природоохранную деятельность, а "впереди крупные компании, холдинги, которые могут себе позволить инвестиции в экологию".

    Особенно он подчеркнул необходимость, чтобы "общественность контролировала программы развития территорий", чтобы жители региона знали перспективы на годы вперед. По словам Ирины Санниковой, исполнительного директора фонда "Страна Заповедная", важно, чтобы и со стороны государства "меры поощрения экологизации бизнеса были более эффективными, а вести себя экологически грамотно стало выгодно".

    На нынешнем этапе большинство российских компаний сосредоточивает свои усилия и ресурсы на том, чтобы снизить прямое воздействие на окружающую среду, модернизирует технологии, сертифицирует свою продукцию по международным экостандартам. Пока только самая передовая часть российского бизнеса работает с "человеческим капиталом" - формирует экологическую культуру корпорации, открыто распространяет информацию об экологических аспектах своей деятельности. Таков вывод исследования "Вклад ведущих компаний России в устойчивое развитие", проведенного в этом году Всемирным фондом дикой природы (WWF) среди 315 компаний. Но динамика экологизации российского бизнеса очень быстрая - то, что на Западе шло десятилетиями, в России происходит буквально на глазах.

    И все же в каждой стране и в каждой области есть свои лидеры, за которыми потом идут другие активные силы общества. Широко известна инициатива девяти крупнейших американских корпораций, среди которых BP America, Caterpillar, DuPont, General Electric, и четырех ведущих природоохранных организаций, которые учредили в США Партнерство по противодействию изменению климата (USCAP). Принятие компанией РУСАЛ в мае этого года "Стратегии безопасного будущего" пока вывело корпорацию в лидеры экологической борьбы в России. В ходе дискуссии в рамках "круглого стола" в Красноярске директор департамента по экологии, охране труда и промышленной безопасности Иван Ребрик напомнил участникам, что главная задача стратегии - это переход к проактивной экологической политике, рассчитанной на долгосрочный эффект в будущем.

    К 2012 году компания намерена производить половину вторичного алюминия в России, а это значит, что только 10 процентов от нынешнего объема энергии потребуется на его производство, более 1,4 миллиарда компания инвестирует в природоохранные мероприятия. Дополнительно компания будет вкладывать средства в развитие экологических чистых источников электроэнергии, ведь уже сегодня 80 процентов энергии получается за счет гидроэнергии. В результате этих мероприятий к 2015 году выбросы загрязняющих веществ уменьшатся в полтора раза. Также компания надеется достичь углеродной нейтральности в целом в рамках всего жизненного цикла алюминия.

    Именно по этому пути идет большинство транснациональных корпораций. Директор по международным и специальным проектам РУСАЛа А. Лившиц добавил, что "именно так необходимо действовать и российской компании, если компания претендует на место в элите мирового бизнеса".

    А в ходе нынешнего визита в Красноярск г-н Борсотти и

    г-н Лившиц сделали следующий шаг в интеграции крупного российского бизнеса в общемировой процесс борьбы с климатическими изменениями на планете. Подписанный в дни визита Протокол о намерениях сотрудничества в области охраны природы и устойчивого развития между РУСАЛом и ПРООН определил практические и географические горизонты взаимодействия. Первый опыт - самый трудный, остальное - вопрос времени, причем самого ближайшего.

    Поделиться