"Круглый стол", собравший на прошлой неделе в Красноярске представителей ООН, краевых властей, природоохранных, общественных организаций и деловое сообщество, был посвящен роли бизнеса в предотвращении климатических изменений. Красноярский край на сегодня в России можно считать "регионом-локомотивом", своеобразным полигоном, где все активные силы общества могут отработать механизмы взаимодействия в рамках борьбы с климатическими изменениями: бизнес реализует здесь крупные инвестиционные проекты, многочисленные экологические организации ведут активную деятельность по сохранению уникальных природных комплексов, а власти края работают и с теми, и с другими. Именно это подчеркнул первый вице-губернатор Красноярского края Александр Новак, добавив, что успех в решении глобальной проблемы изменения климата потребует слаженных действий всех игроков.
Постоянный представитель программы развития ООН в РФ Марко Борсотти, побывавший по приглашению РУСАЛа и властей края накануне на Красноярском алюминиевом заводе и в заповеднике "Столбы", в своем выступлении сказал, что даже название доклада ООН за 2007 год по проблемам климата носит символический характер: "Борьба с климатическими изменениями: солидарность в разделенном мире". Только корпоративная ответственность, социальные и природоохранные обязательства бизнеса позволят "расширить портфель природоохранных инициатив", которые бы сократили антропогенное воздействие на климат.
Пример сотрудничества с компанией РУСАЛ, которое началось еще в мае этого года, господин Борсотти назвал первым опытом в привлечении крупного российского бизнеса к программе ПРООН. В планах - масштабные природоохранные программы в Арктическом регионе, осуществить которые под силу только сообща, и вполне возможно, что вслед за РУСАЛом и другие крупные российские компании присоединятся к программе, рассчитанной более чем на десятилетие вперед.
Участники "круглого стола" поддержали г-на Борсотти, но больше говорили о российской специфике и практических задачах. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев отметил, что пока в России средний и малый бизнес только начинают встраиваться в природоохранную деятельность, а "впереди крупные компании, холдинги, которые могут себе позволить инвестиции в экологию".
Особенно он подчеркнул необходимость, чтобы "общественность контролировала программы развития территорий", чтобы жители региона знали перспективы на годы вперед. По словам Ирины Санниковой, исполнительного директора фонда "Страна Заповедная", важно, чтобы и со стороны государства "меры поощрения экологизации бизнеса были более эффективными, а вести себя экологически грамотно стало выгодно".
На нынешнем этапе большинство российских компаний сосредоточивает свои усилия и ресурсы на том, чтобы снизить прямое воздействие на окружающую среду, модернизирует технологии, сертифицирует свою продукцию по международным экостандартам. Пока только самая передовая часть российского бизнеса работает с "человеческим капиталом" - формирует экологическую культуру корпорации, открыто распространяет информацию об экологических аспектах своей деятельности. Таков вывод исследования "Вклад ведущих компаний России в устойчивое развитие", проведенного в этом году Всемирным фондом дикой природы (WWF) среди 315 компаний. Но динамика экологизации российского бизнеса очень быстрая - то, что на Западе шло десятилетиями, в России происходит буквально на глазах.
И все же в каждой стране и в каждой области есть свои лидеры, за которыми потом идут другие активные силы общества. Широко известна инициатива девяти крупнейших американских корпораций, среди которых BP America, Caterpillar, DuPont, General Electric, и четырех ведущих природоохранных организаций, которые учредили в США Партнерство по противодействию изменению климата (USCAP). Принятие компанией РУСАЛ в мае этого года "Стратегии безопасного будущего" пока вывело корпорацию в лидеры экологической борьбы в России. В ходе дискуссии в рамках "круглого стола" в Красноярске директор департамента по экологии, охране труда и промышленной безопасности Иван Ребрик напомнил участникам, что главная задача стратегии - это переход к проактивной экологической политике, рассчитанной на долгосрочный эффект в будущем.
К 2012 году компания намерена производить половину вторичного алюминия в России, а это значит, что только 10 процентов от нынешнего объема энергии потребуется на его производство, более 1,4 миллиарда компания инвестирует в природоохранные мероприятия. Дополнительно компания будет вкладывать средства в развитие экологических чистых источников электроэнергии, ведь уже сегодня 80 процентов энергии получается за счет гидроэнергии. В результате этих мероприятий к 2015 году выбросы загрязняющих веществ уменьшатся в полтора раза. Также компания надеется достичь углеродной нейтральности в целом в рамках всего жизненного цикла алюминия.
Именно по этому пути идет большинство транснациональных корпораций. Директор по международным и специальным проектам РУСАЛа А. Лившиц добавил, что "именно так необходимо действовать и российской компании, если компания претендует на место в элите мирового бизнеса".
А в ходе нынешнего визита в Красноярск г-н Борсотти и
г-н Лившиц сделали следующий шаг в интеграции крупного российского бизнеса в общемировой процесс борьбы с климатическими изменениями на планете. Подписанный в дни визита Протокол о намерениях сотрудничества в области охраны природы и устойчивого развития между РУСАЛом и ПРООН определил практические и географические горизонты взаимодействия. Первый опыт - самый трудный, остальное - вопрос времени, причем самого ближайшего.