Во вторник генерал-президент Пакистана Первез Мушарраф заявил, что покинет пост главнокомандующего армией и восстановит гражданское правление, как только в стране будет обеспечена безопасность.
В свою очередь премьер Шаукат Азиз подтвердил: намеченные на середину января парламентские выборы в Пакистане пройдут в срок.
Эти заявления прозвучали на следующий день после того, как Вашингтон выразил озабоченность нарушениями гражданских свобод со стороны Исламабада. Президент США Джордж Буш призвал Мушаррафа вернуться к демократическим методам правления. Но одновременно дал понять: Америка и Пакистан продолжат совместную борьбу против терроризма.
Нидерланды уже приостановили помощь Пакистану. Генсек ООН Пан Ги Мун потребовал от Исламабада отменить чрезвычайное положение и освободить всех задержанных. Так что заявления, прозвучавшие из уст президента и премьера Пакистана, призваны успокоить общественное мнение как внутри страны, так и за рубежом.
Недавно переизбранный на пост президента членами парламента и провинциальных законодательных собраний генерал Первез Мушарраф сильно рисковал, когда ввел в стране чрезвычайное положение.
Мушарраф аргументировал свое решение тем, что Пакистан "приблизился к самоубийству" и для предотвращения беды ему необходимы решительные меры по борьбе с терроризмом и исламским экстремизмом, а также коррекция деструктивной линии Верховного суда.
Сразу после декрета Мушаррафа были сняты со своих постов члены Верховного суда, закрыты частные телеканалы и радиостанции, превентивному аресту подверглись сотни активистов оппозиционного альянса исламских партий, а также противники разгона Верховного суда.
Вернувшуюся в страну экс-премьера Беназир Бхутто, с которой были сняты все обвинения в коррупции, и ее сторонников репрессии не затронули. Однако бывший глава правительства восприняла действия Мушаррафа весьма критически.
Наблюдатели полагают, что при прямом участии Вашингтона между генералом-президентом Первезом Мушаррафом и лидером гражданской оппозиции Беназир Бхутто все же была достигнута договоренность об объединении усилий в борьбе с исламской угрозой и разделе власти. Неуступчивость Верховного суда Пакистана могла сорвать эту пакетную сделку. Такого развития событий президент допустить не мог.