07.11.2007 06:10
    Поделиться

    Политологи прогнозируют появление новых форм агитации в Интернете и на улице

    Перспективы агитационного периода избирательной кампании обсудили вчера в Москве политологи.

    Первый рабочий день после праздников - всегда самый тяжелый, и это блестяще продемонстрировали вчера участники "круглого стола", посвященного особенностям агитационного периода избирательной кампании. Из пяти заявленных участников до журналистов дошли двое. Дмитрий Орлов из Агентства политических и экономических коммуникаций счел своим долгом как-то робко извиниться, заметив, что "день после праздников, понимаете, накладывает отпечаток".

    Собственно, заниматься агитацией партии участники думской кампании получили право еще в минувшую субботу, 3 ноября, и теперь до начала декабря они могут совершенно безнаказанно приставать к избирателям. Даже совершенно ленивый и нелюбопытный человек может заметить начало нового этапа просто по рекламным баннерам на улице, которые в самое ближайшее время начнут активно продвигать чисто политический продукт. Дмитрий Орлов, впрочем, прогнозирует, что будет "намного меньше черного пиара и вообще всех технологий, которые балансируют на грани избирательного законодательства". Зато он предсказывает появление новых форм работы как в Интернете, так и на улице (например, флэш-мобы). "Эта агитационная кампания будет неагрессивной и позволит партиям вести содержательную полемику", - уверяет Орлов.

    "Вырос профессионализм всех участников избирательной кампании, и в первую очередь самих политических партий", - согласился с коллегой глава Российского центра обучения избирательным технологиям Александр Иванченко.

    Вообще для Иванченко ноябрь, перефразируя название фильма, действительно кажется самым сладким месяцем избирательной кампании. Подчеркнув, что это пятая кампания в Думу, за которой он наблюдает, Иванченко добавил: "Третий месяц избирательной кампании - это фаза самая главная, самая интересная, самая интригующая, результат кампании будет зависеть от этого финишного периода". Сравнивая кампанию-2007 и кампанию-2003, он заметил, что "итог сентября-октября показывает, что четыре парламентские партии ведут эту избирательную кампанию с существенным отрывом от всех соперников, а четыре года назад такого уверенного отрыва не было". Иванченко также считает, что в нынешней кампании серьезно повысился уровень российских наблюдателей, причем любопытно, что наиболее ответственно к мониторингу выборных процессов подошли сами участники, политические партии.

    Тем не менее первое использование пропорциональной системы (только по партийным спискам) на выборах в Госдуму должно привести и к некоторым новшествам. Так, Иванченко считает, что после декабрьского голосования вполне можно ожидать новых перемен в избирательном законодательстве: "Нам нужно думать о большей обратной связи между парламентом и регионами, о том, как депутаты будут представлять региональные интересы, ведь люди уже привыкли к тому, что у них есть депутат, которого можно за руку подергать". Он также является сторонником изменения системы доступа к телеэфиру для так называемого парламентского резерва - партий, которым не удастся набрать 7% голосов для прохождения в Думу. "Я бы освободил от долгов за использование телеэфиром те непарламентские партии, которые набрали более 1%", - предлагает Иванченко.

    Оба эксперта прогнозируют также вполне приличную явку: Орлов считает, что голосовать придут более 50% избирателей, Иванченко - чуть выше 60%. Теперь осталось только прийти.

    Поделиться