07.11.2007 02:00
    Поделиться

    Кириенко: Росатому хватает денег, но не хватает поставщиков

    Амбициозные планы Росатома могут подкосить неразворотливые партнеры
    "Освоить капиталовложения" - этот полузабытый мотив из времен советской экономики, похоже, вновь оживает в отдельно взятой атомной отрасли России. Два последних десятилетия здесь испытывали острую нехватку средств на развитие, а сейчас, получив многомиллиардную подпитку из федерального бюджета, по всей стране и за рубежом ищут подрядчиков и поставщиков под амбициозные проекты.

    Объем заказов атомной отрасли на продукцию машиностроения в перспективе до 2020 года может составить 1,3 триллиона рублей- эту цифру руководитель Росатома Сергей Кириенко озвучил по итогам заседания правительственной комиссии во главе с Сергеем Ивановым, где одним из главных рассматривался вопрос о положении дел в энергетическом машиностроении. То, в каком состоянии оно находится сейчас, вызывает вполне законную обеспокоенность российских атомщиков.

    Сейчас российские предприятия в состоянии изготовить два комплекта оборудования для атомных энергоблоков в год, а с учетом принятой программы развития атомной энергетики в стране и зарубежных контрактов необходимо производить в год по 4-5 комплектов. Этого невозможно достичь без глубокой модернизации производств и увеличения их мощности, считает Сергей Кириенко.

    При этом он дал понять, что в России есть предприятия, которые производят схожую продукцию и могут конкурировать между собой. И есть монополисты - например, ижорские заводы, где изготавливают корпуса реакторов, или "ЗиО-Подольск", производящий парогенераторы и теплообменное оборудование. До недавних пор оставались монополистами в своем секторе рынка и "Силовые машины" - производители быстроходных турбин, но теперь появляется еще одно производство на базе СП с французской фирмой "Альстом". Оно будет выпускать еще более дефицитные тихоходные турбины. Для остальных предприятий станут проводить конкурсы на поставку оборудования для атомной отрасли. И это, считает Сергей Кириенко, будет стимулировать их к модернизации, чтобы соответствовать мировым требованиям.

    По сути, о том же глава Росатома говорил и в Екатеринбурге, где побывал днем раньше и встречался с директорами крупнейших заводов, производственных объединений и научных центров Уральского региона. Им тоже было заявлено о готовности разместить заказы "на десятки и сотни миллиардов рублей" при условии, что продукция будет конкурентоспособна по качеству и цене. До этого Кириенко вместе с полпредом президента в УрФО Петром Латышевым посетил площадку строящегося энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС в Свердловской области, где смог воочию оценить положение дел.

    Отвечая на вопросы журналистов, он не стал скрывать, что еще весной ход строительства вызывал "серьезную озабоченность". План 2006 года, по его словам, выполнен, но то были в основном земляные работы и бетонные, а с нынешнего года "пошел строймонтаж", и в первом квартале возникло серьезное отставание от графика.

    - Мы вынуждены были проводить авральные совещания, - признался глава Росатома. - Возникал даже вопрос о возможном привлечении сюда дополнительных сил, если действующий генподрядчик не справится со своими обязательствами...

    Однако перспектива потерять монополию на столь крупный заказ (в строительство БН-800 планируется вложить не менее 60 миллиардов рублей) возымела действие на руководство компании "Уралэнергострой" - за 5-6 месяцев генподрядчик наверстал отставание от графика.

    К этому дню завершено бетонирование фундаментной плиты, началось сооружение стен главного корпуса и шахты самого реактора.

    - Сегодня у нас нет сомнений в том, что план по строймонтажу в этом году будет выполнен, - констатировал Сергей Кириенко.- Ситуация вышла из критической, но поводов расслабляться нет: в будущем году объем строительно-монтажных работ увеличивается вдвое...

    Напомним: в 2006 году на строительство четвертого энергоблока БАЭС в федеральном бюджете был выделен отдельной строкой первый миллиард рублей. В этом году объект внесен в ФЦП развития атомной энергетики и на него выделено уже 5 миллиардов. Леса устремившейся вверх стальной арматуры и сполохи электросварки - это первое, что бросается в глаза на стройплощадке. Чуть поодаль уже практически готовый прямоугольник из серого бетона - специальное здание, где будет собираться корпус реактора из отдельных частей, поступающих с заводов-изготовителей...

    Энергоблок БН-800 принципиально отличается от всего, что строится и планируется строить на других АЭС. Он развивает семейство реакторов на быстрых нейтронах, где в качестве теплоносителя выступает не вода, как в самых распространенных реакторах типа ВВЭР, а жидкий натрий. Его предшественник, реактор БН-600, с 1980 года работает на Белоярской АЭС в режиме опытно-промышленной эксплуатации.

    С этим направлением в Росатоме связывают большие перспективы, называя БН-800 "инновационным реактором". На нем планируется отработать технологию использования смешанного уран-плутониевого топлива, что позволило бы реализовать концепцию замкнутого топливного цикла. Это особенно важно в условиях сокращающихся запасов природного урана и, с другой стороны, стремительного накопления отработанного ядерного топлива с обычных реакторов.

    Именно поэтому столь пристальное внимание к БН-800 проявляют сейчас и в самом Росатоме, и в профильных комитетах Госдумы. А между тем решение о его строительстве было принято еще в 1983-м, через год начались первые работы на площадке. В 1989-м строительство было законсервировано и возобновлено только через 12 лет. Терпеть и дальше такой долгострой в Росатоме не намерены.

    - Ключевая позиция одна: в 2012 году БН-800 должен быть сдан в эксплуатацию, - твердо заявил Сергей Кириенко в присутствии генподрядчика, первых лиц концерна "Росэнергоатом" и вновь образованного холдинга "Атомэнергопром". - Это принципиальный вопрос. И с позиций значимости этого реактора для будущего развития всей атомной энергетики, и с позиций востребованности его мощностей для развития экономики Свердловской области и всего Уральского региона.

    Между тем

    Касаясь вопросов конкуренции и монополизма, Сергей Кириенко отметил, что за последние 5 лет цены у иностранных поставщиков оборудования выросли в среднем на 35 процентов, у российских немонопольных предприятий- на 72. А рост цены на атомное машиностроительное оборудование российских монопольных предприятий достиг 172 процентов. "Таким образом, только за 5 лет премия за монополизм составила 100 процентов цены", - резюмировал глава Росатома и высказался за сохранение конкурентных начал в энергетическом машиностроении.

    Поделиться