08.11.2007 02:00
    Поделиться

    Православная икона "Державная" совершила кругосветное путешествие

    Любопытное и, пожалуй, довольно странное для человека нецерковного постановление было принято на недавнем заседании Синода Русской православной церкви.

    Заслушав очередной отчет о проделанной работе, иерархи во главе с Патриархом Алексием постановили: "Вознести благодарение Господу".

    Такова уж была работа, о которой докладывали в этот раз Синоду. Речь шла о "торжествах, в ходе которых обретенное Русской православной церковью единство получило яркое выражение в различных частях зарубежья". А если уж совсем на светский язык перевести: об удивительной акции - кругосветном путешествии по епархиям Русской зарубежной церкви.

    Путешествие с иконой

    Никогда еще ничего подобного не предпринимала ни наша, ни какая-либо другая Церковь. Икона Божией Матери "Державная" в сопровождении делегации Московского патриархата и хора Сретенского монастыря отбыла из Москвы и посетила один за другим храмы в Нью-Йорке, Джорданвилле, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Мельбурне, Сиднее, Женеве, Берлине, Мюнхене, Лондоне и Париже. После чего благополучно вернулась в Москву.

    Так впервые в истории православная чудотворная икона совершила путешествие вокруг света. Впору делать заявки в Книгу рекордов Гиннесса, тем более что и еще много чего впервые происходило в ходе этой акции. Что ж, ведь и повод для нее был беспрецедентный.

    Церковная история знала много разнообразных расколов. Но никогда прежде не было столь масштабного воссоединения Церквей, как то, что совершилось весной нынешнего года в московском храме Христа Спасителя, где и был подписан Акт о восстановлении канонического единства в Русской церкви. Это событие стало фактом не только церковной жизни. Его даже назвали действительным окончанием Гражданской войны.

    Однако и до, и после подписания звучало немало сомнений со стороны противников объединения. Говорили о том, что сближение с Москвой повлечет за собой раскол в среде "зарубежников", что прихожане зарубежных храмов не пойдут за иерархами под благословение Московского патриарха.

    Да и в Москве у многих оставались опасения или, во всяком случае, вопросы о том, что же в реальности происходит после подписания Акта в епархиях и приходах Зарубежной церкви?

    Сын атамана, потомок Рюрика

    В церковной лавке тесно и сумрачно. Полуденный час. Жизнь в храме замерла до вечерней службы. Один лишь человек неспешно движется между полок с книгами и иконами. Он долго ищет нужную мне книгу об истории этого собора. А когда находит, то отдает не сразу.

    - Вы сможете передать одну мою просьбу, когда будете в Москве? Это очень важно.

    Когда я спрашиваю его, о чем речь, он заводит разговор как будто совсем о другом.

    - Мой отец не пошел бы сейчас к России и к Московской патриархии, - говорит он. - Это был знаменитый казачий атаман - Михаил Алексеевич Таратухин. Однажды он поверил России - вернулся на Родину и тут же был арестован, много лет провел в тюрьме. Наши люди не раз сталкивались с подобным коварством. Но я лично таких кошмаров не видел - мне легче. А главное: я воспитан в Церкви, я - монах, архидиакон Андроник Таратухин. Мне что скажет архиерей - я подчинюсь.

    - Выходит, это только церковные власти так решили и вас обязали, а будь ваша воля - вы, как ваш отец, не поверили бы?

    - Неправильный вывод, - говорит отец Андроник. - Говорю же: мне легче. А что - легче? Понять, что происходит у вас на самом деле. Даже вам, в России, не все у себя видно так, как нам отсюда, из Сан-Франциско. Путин, он - молодец. Делает то, чего мы здесь давно от вас ждали. Церкви наши смогли воссоединиться ведь не потому, что в чем-то изменились, а потому, что Россия наконец становится другой. Это пугает врагов России, а нас радует.

    Архидиакон отдает мне книгу, а я напоминаю, что он говорил о какой-то просьбе.

    - Знаете, как фамилия семьи моей мамы? - спрашивает он. -Святополк-Мирские. Получается, что мои далекие-далекие дедушка и бабушка - князь Владимир и княгиня Ольга. Значит, живы еще Рюриковичи, понимаете? А просьба моя такая. Когда в Москву вернетесь, передайте, пожалуйста, Путину, что я хочу российского гражданства. Еще несколько лет назад даже мысли такой не было. А сейчас - очень хочу!

    Большая перемена

    Архидиакон Андроник - личность своеобразная. Однако позиция его в целом весьма характерна для очень многих людей в приходах Зарубежной церкви, с которыми мне довелось беседовать во время нашего путешествия.

    - Впервые в жизни я оказалась в Москве в 1984 году, - говорила мне в Нью-Йорке Надежда Евгеньевна Бокова. - Тогда впечатления были сложные. Пожалуй, больше горечи и отчуждения в них присутствовало. Все казалось каким-то мрачным, неродным. А вот когда приезжала минувшей весной на подписание Акта, все чудесным образом переменилось. Я увидела совершенно другой город, другую страну.

    Об этом же, но чуть другими словами говорили мне совсем непохожие друг на друга люди в разных концах земного шара. Австралийский предприниматель Виктор Усатов - в церковном дворике под Мельбурном. Канадский иконописец Алексей Мезенцев - на ступенях Троицкого собора в Торонто. Руководитель церковного хора в Бостоне, выпускник еще кадетского корпуса Владимир Руденко - за домашним ужином. Епископ Амвросий - в церквушке на берегу Женевского озера.

    Впрочем, звучали в ходе наших встреч и другие мнения.

    - Слишком рано все это произошло, так считаем я и некоторые другие наши прихожане, - сказал мне канадский винодел Юрий Милонов. - Как там оно будет дальше в России, сказать с уверенностью трудно, так что стоило бы еще подождать, хотя сейчас все развивается как будто в правильном направлении.

    - Некоторые люди в наших приходах еще не приняли воссоединения, потому что пока не доверяют России, - объяснял нам такую позицию австралийский священник Михаил Протопопов, - их совсем немного, в основном это те, кто пострадал от советского режима и не был в последние годы в России. За этим - страх и недостаток информации. Вот почему важны такие встречи, как наша. Чем больше их будет, тем меньше сомнений останется.

    Прекращение одиночества

    Возможно, самый известный в России священник Зарубежной церкви - это настоятель храма в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. Он многолетний ведущий религиозной передачи на "Голосе Америки" на русском языке. Всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь - горячий сторонник объединения.

    - Нельзя быть христианином в отрыве от других верующих во Христа и вошедших в Его Церковь, - говорит отец Виктор. - По слову русского богослова Сергея Фуделя, "Церковь - это прекращение одиночества". Мы долго молились об этом дне, но все-таки не очень верили, что доживем до него. Даже многие молодые люди не думали, что доживут. И вот чудо случилось. Оно продолжается. Таково прибытие к нам иконы Божией Матери "Державная", которая ведь почиталась здесь, за границей, особенно сильно. Нас с детства учили, что эта икона, явившаяся в день отречения Государя от престола, как бы взяла на себя власть в России в знак того, что когда-то в будущем Россия снова станет домом Пресвятой Богородицы. И мы всегда в это верили.

    Прекращение одиночества, о котором говорил отец Виктор, многие здесь называют спасительным для Зарубежной церкви. Было видно, как искренне радуются люди в зарубежных храмах. Совершенно искренне звучали славословия в адрес Патриарха Алексия на совместных богослужениях и благодарности за то, что он благословил такую акцию.

    точка зрения

    Архимандрит Тихон (Шевкунов),
    Наместник московского Сретенского монастыря:

    - Сейчас мы становимся участниками исторического события. Недаром, например, нам говорили в Австралии дипломаты, что только за год наши отношения с обширным русским населением страны резко потеплели. И в первую очередь благодаря тому, что в последнее время происходит в нашей стране, и благодаря вот этому церковному воссоединению.

    Мы показали, что Россия может не только саморазрушаться, она может сосредоточиться и начать с главного - восстановления единства.

    А от скольких людей в разных странах мы слышали, что они наконец почувствовали себя частью России. Еще пять лет назад они бы сказали: мы - русские, но не имеем отношения к России. А сейчас хотят быть российскими гражданами, гордятся тем, что имеют отношение к современной России.

    Поделиться