Поделиться

    Валерий Бирюков: Опора на собственные силы

    В выполнении Россией своих обязательств по выполнению Конвенции важную, но все-таки вспомогательную роль играет программа Глобального партнерства, принятая в 2002 году странами группы восьми на саммите в Кананаскисе (Канада). Позднее к этой программе присоединились другие страны.

    В рамках Глобального партнерства безвозмездное финансовое и техническое содействие в выполнении Конвенции России оказывали и оказывают 16 стран. Кроме этого, помощь поступила от Евросоюза и американской неправительственной организации "Инициатива сокращения ядерной угрозы". Основную финансовую нагрузку, как и предусмотрено международными соглашениями, несет Россия.

    После корректировки программы в связи с изменением курса доллара затраты из федерального бюджета превышают 180 млрд рублей

    В соответствии с третьей редакцией программы уничтожения химоружия на ее реализацию до 2012 года из федерального бюджета должно быть затрачено более 160 млрд рублей, то есть более 6,5 млрд долларов по нынешнему курсу.

    Однако после корректировки программы в связи с изменением курса доллара затраты из федерального бюджета превышают 180 млрд рублей.

    Государства-доноры программы уничтожения химоружия в России обязались выделить нам 2,4 млрд долларов. На 1 сентября 2007 года заключены контракты на 946 млн долларов. Из них реально получено 448 млн долларов.

    Главная проблема состоит в том, что иностранное содействие в обещанном размере 1,7 млрд долларов нам необходимо получить в период до 2009 года. До начала 2010 года мы должны завершить строительство всех семи промышленных объектов УХО. Введение в срок этих объектов позволит нам выполнить свои обязательства по КХО - уничтожить до 29 апреля 2012 года самый большой в мире арсенал химического оружия.

    Существует и другая проблема: трехсторонний механизм взаимодействия. Этот механизм работает между Россией и Велико-британией, когда в эту схему встраиваются третьи страны, не имеющие прямых соглашений с РФ. Проведение платежей в данном случае идет очень медленно.

    С 2002 года третьи страны предоставили Великобритании в рамках этого механизма 93,3 млн долларов. Из них израсходовано в РФ всего 20,3 млн долларов.

    К примеру, в 2004 году Новая Зеландия перечислила Велико-британии 1,2 млн новозеландских долларов на создание электроподстанции на объекте в Щучьем.

    Контракт британская сторона заключила только в феврале 2006 года - с задержкой на два года, при этом она не информировала Роспром о том, когда поступили средства от третьих государств, в данном случае от Новой Зеландии.

    Всего же к 2002 году третьи страны предоставили Велико-британии в рамках этого механизма 93,3 млн долларов. Из них израсходовано на проекты в России лишь 20,3 млн долларов. Отмечается и высокая стоимость услуг иностранных фирм-генподрядчиков.

    Еще одна серьезная проблема - медленное расходование средств. Британская сторона не информирует Роспром о том, когда поступают средства от третьих стран.

    В соответствии с двухсторонним межправительственным соглашением от 2001 года Велико-британия обязалась выделить на уничтожение химоружия не менее 162 млн долларов (82 млн фунтов стерлингов). По состоянию на 1 сентября 2007 года Россия получила всего 8,2 млн долларов от Великобритании. Это создает атмосферу непредсказуемости и серьезно мешает планированию масштабных и дорогостоящих работ.

    Мы рассчитываем, что в новый бюджет Италии, который должен быть принят до конца текущего года, будут заложены 360 млн. евро, которые итальянская сторона обещала выделить на объект в Почепе в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением от 2003 года.

    Есть вопросы и к Европейскому союзу. Несмотря на то что обязательства ЕС были зафиксированы в официальных документах еще в 2004 году, соответствующих строчек в бюджете ЕС до сих пор нет. Евросоюз работал по старой программе согласного плана действий. Программа эта завершилась в конце прошлого года, и что будет дальше - мы не знаем.

    Примером для других партнеров может служить Швейцария. С этой страной у нас есть межправительственное соглашение, заключенное в 2004 году. В его рамках заключаются исполнительные соглашения для каждого объекта. В них прописываются средства, порядок аудита и цепочка отчетности. Средства перечисляются на счет Роспрома, который заключает контракт с российским подрядчиком и оплачивает выполненные работы. Швейцария может нанимать независимого аудитора, который проверяет целевое расходование выделенных средств. Схема абсолютно прозрачная, и средства расходуются со стопроцентной эффективностью. На днях было парафировано двустороннее исполнительное соглашение между Роспромом и Швейцарией на выделение нам 2,6 млн долларов для объекта УХО в пос. Леонидовка. Швейцария пока является единственным иностранным донором на этом объекте.

    Комиссия в новом составе

    Произведена ротация кадров в Госкомиссии по химическому разоружению

    4 сентября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ "Вопросы Государственной комиссии по химическому разоружению".

    Председателем комиссии назначен полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов. Ранее эту должность занимал Сергей Кириенко - ныне глава Росатома.

    Заместителями председателя комиссии стали статс-секретарь - заместитель министра промышленности и энергетики РФ Иван Матеров и заместитель руководителя Роспрома Виктор Холстов.

    В обновленный состав комиссии вошли: начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Роспроме Валерий Капашин; руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий; заместитель главы МИД России Сергей Кисляк; руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко; руководитель ФМБА России Валентин Уйба; губернаторы Брянской, Кировской, Курганской, Саратовской, Пензенской областей и глава Удмуртской Республики, также ряд сенаторов и депутатов Госдумы.

    Госкомиссия была образована Указом президента РФ N 487 от 26 апреля 2001 года.

    Поделиться