08.11.2007 05:00
    Поделиться

    Кабинет министров запускает "транспортный" сериал

    Сегодня кабинет министров начинает "мыльный сезон". Нет, в Белом доме не собираются транслировать мыльные оперы о жизни белдомовских чиновников. Однако на Краснопресненской набережной объявлено о запуске сериала. Транспортного.

    Если у экс-премьера Михаила Фрадкова идеей фикс были нанотехнологии и развитие частно-государственного партнерства, то у нового главы кабинета министров Виктора Зубкова своя приоритетная задача - развитие транспорта до 2020 года.

    Судостроение - таково название первой серии заседаний правительства, посвященных развитию транспорта. А точнее, кабинет министров рассмотрит концепцию развития морской техники, судостроения до 2016 года.

    - Все материалы проработаны, - отчитался накануне премьер-министр Виктор Зубков перед президентом Владимиром Путиным. По его словам, суть этой концепции заключается в том, что будут проведены структурные преобразования, определена "рыночная" потребность в технике, которая должна будет производиться в ближайшие годы. "Объемы техники, которая будет востребована, увеличатся за эти годы в 2,5 раза. Производительность труда должна вырасти в три раза, - перечислял премьер. - Средства выделяются по федеральной целевой программе - более 90 миллионов рублей, поэтому эти вопросы будут обсуждаться на заседании правительства".

    Кабинету министров действительно сегодня ведомство министра промышленности и энергетики Виктора Христенко представит Федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию гражданской морской техники на 2009-2016 годы объемом в 140 миллиардов рублей. Программой предусмотрено семь основных направлений - выпуск продукции для освоения шельфа, научный задел, новый облик судов, судостроение, судовое машиностроение, энергетика, научные исследования. Как подчеркнул источник, результатом программы должно стать "увеличение в 2,2 раза выпуска судостроительной продукции". По оценкам правительства, потребность российского рынка в судах составляет: морские транспортные суда - 116, ледоколы и сопровождение - 70, речные и смешанные транспортные суда - 117, промысловые суда, в том числе рыболовные - 180 и средства освоения шельфа - 35.

    Идеальным результатом программы, по мнению разработчиков, стало бы то, чтобы все заказы выполнила российская судопромышленность. Недаром же выделяется 140 миллиардов рублей, из которых 93 миллиарда - бюджетные средства. На эти деньги, конечно, суда строить государство не собирается. На эти деньги страна готова лишь провести научные работы и закупить лицензию.

    Впрочем, чиновники будут еще и реформировать законодательство, приближая условия работы российских корабелов к условиям, в которых работают иностранцы. Для этого в программе по развитию лизинга в судостроении, рассчитанную до 2011 года, предусматривается господдержка в 8,5 миллиарда рублей. Рассматривается и возможность снижения процентов по кредитам от российских банков, а Роспром предлагает и вовсе обнулить НДС для судостроительных предприятий. Но подобное предложение, судя по всему, встретило сопротивление финансистов. Однако в ведомстве Христенко считают, что это скорее технический вопрос, который в ближайшее время будет разрешен.

    Возможно, поэтому среди целевых показателей - выполнение к 2016 году порядка двух процентов всех заказов на суда на мировом рынке. Правда, планируется, что программа "обеспечит 60-65 процентов номенклатуры судов, необходимых для эксплуатации шельфовых месторождений". В общем, после того, как 15 лет судостроение не получало развития и поддержки со стороны государства, нынешнее внимание и ФЦП наверняка поддержат отрасль. Не только морально, но и материально.

    Хотя и этим уровнем разработчики не очень довольны. Как заметил правительственный источник "РГ", в авиастроение до 2015 года планируется вложить более 300 миллиардов рублей, в развитие космонавтики - более 400 миллиардов рублей, а в рамках развития судостроения предусмотрена господдержка в объеме всего 33 миллиардов. "Учитывая состояние судопромышленности, необходимо вести активную работу, чтобы мы могли строить конкурентоспособные суда", - заметил источник, несмотря на то, что за свои деньги государство строить суда уже не собирается. Хотя, по подсчетам экспертов, средний возраст речных судов составляет 25 лет, а морских - 17-18. Кроме того, "в российских портах переваливается более 450 миллионов тонн грузов в год, из них одна вторая - нефть, и только 10 процентов перевозится на российских судах", констатировал источник. В прошлом году, по его данным, российские компании заключили сделки на строительство судов на сумму более 1 млрд долларов, а на российские верфи поступили заказы лишь на 5,8 процента от этого объема.

    Впрочем, для того, чтобы изменить ситуацию, и создана Объединенная судостроительная корпорация, которая в течение 3-4 дней будет юридически сформирована. Недаром, видимо, первый вице-премьер Сергей Иванов призывал к ответу представителей правительства и потребовал объяснить, почему затягивается разработка документов, которая позволит начать работу Объединенной судостроительной корпорации.

    Уже после этого начнется формирование структуры по персоналиям. Кстати, на пост главы ОСК, которая объединит более 50 предприятий этой отрасли, уже согласована кандидатура Юрия Ярова.

    Готовятся в правительстве и "материалы по созданию Северного, Западного и Дальневосточного центров судостроения", кандидатуры руководителей которых сегодня будут утверждены на заседании правительственной комиссии по развитию судостроения.

    Покончив с гражданской морской техникой, правительство решит, как государство отныне будет контролировать частных детективов. В стране действует более 27 тысяч частных охранно-сыскных структур, и специфика их деятельности "напрямую связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и спецсредств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства". Поэтому правительство и решило законодательно установить эффективные методы контроля за детективами, дабы оградить россиян от нарушения их конституционных прав (сбор сведений о частной жизни с использованием спецсредств и методов оперативно-розыскной деятельности). При этом особое внимание разработчики уделили не только вопросам усиления уголовной и административной ответственности, но и пресечению фактов использования результатов оперативно-розыскной деятельности и установлению запретов на несанкционированное использование частными структурами информации о клиенте. Иностранцев и лиц без гражданства в деятельности по созданию и управлению частными охранными структурами в любой форме, инвестированию в них финансовых средств государство решило ограничить. Но при этом сохранить за охранными организациями право получения кредитов в банках, в составе которых присутствует иностранный капитал.

    Кстати

    Вчера премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде нанес визит вежливости своему российскому коллеге. Вместе они решили, что Россия и Нидерланды имеют "прочные экономические связи", видимо, вспомнив о газовом контракте, заключенном накануне "Газпромом" и "Газюни", в рамках которого нидерландский концерн будет участвовать в проекте "Северный поток". "Надо сказать, что в этом году товарооборот достигнет уровня 42 млрд долларов, - сказал Зубков. - Это один из самых хороших показателей у России со странами Европы". Глава российского кабинета министров выразил надежду, что в ближайшем времени будет подписана и четвертая совместная программа действий на 2008-2010 годы.

    Поделиться