08.11.2007 02:12
    Поделиться

    Ростовчане отказываются опекать конфликтных детей

    Столкнувшись с конфликтным ребенком, взрослые признают свое поражение

    До трех лет лишения свободы грозит 15-летнему Владиславу из Большой Мартыновки Мартыновского района Ростовской области. Несмотря на юный возраст, у подростка это уже вторая судимость.

    Владислав вскоре может оказаться без семьи: его единственный родственник - дедушка - отказался от опеки над внуком.

    Причина "самоотвода" деда - неспособность обеспечить должный уход за внуком и дать необходимое воспитание. Рано оставшийся сиротой мальчик к подростковому возрасту заработал в слободе репутацию уличного хулигана и задиры, игнорировал школьные занятия и к 14 годам дважды отметился участием в кражах.

    - Дедушка старенький - под 80 лет, здоровье слабое, и мальчик его ни во что не ставил, - комментирует помощник прокурора Мартыновского района Татьяна Бирюкова. - Поэтому мужчина сам обратился с просьбой снять с него обязательства по опеке над внуком. Хотели направить подростка в специализированное учебное учреждение - уклонился. Теперь стоит вопрос о реальном лишении свободы.

    Как показала проверка прокуратуры, отказ от добровольно возложенных на себя опекунских обязанностей - не такой уж редкий случай. В этом году по области было девять таких "самоотводов": столкнувшись с непростым, конфликтным ребенком, взрослые признают свое поражение. Причем, как ни странно, все отказы от опекунства произошли не в крупных городах области, а в сельской местности: в Мартыновском и Октябрьском сельском районах, в Донецке и Гуково. То есть там, где родственные связи (почти все опекуны приходятся несовершеннолетним родственниками - дедушки-бабушки, дяди-тети) традиционно считаются более крепкими, а опекунское пособие в 4 000 рублей - серьезными деньгами. Когда год назад это пособие выросло до размеров, превышающих среднюю зарплату на селе, пессимисты предрекали вал "коммерческих" усыновлений. Практика показала обратное: заниматься конфликтным ребенком не будут и за большие деньги.

    - При наличии родных у несовершеннолетних, передают опеку им. Если таких нет, местный орган опеки решает вопрос о переводе ребенка в специализированные детские учреждения, - пояснил начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних областной прокуратуры Сергей Ушаков.

    Куда именно попадут дети, вторично оставшиеся без близких, будут решать в индивидуальном порядке.

    - Отказы случаются только в том случае, когда у опекунов не хватает психолого-педагогических знаний, не позволяет здоровье и преклонный возраст. Но мы ж не можем не дать опеку родным бабушке и дедушке! А случаев опекунства по расчету, из-за пособия, а затем отказов от ребенка у нас не было. Мы подключаем психологов, центры по оказанию помощи опекунам для того, чтобы не было возвратов, чтобы не травмировать детей привыканием к новой семье и уходом из нее, - рассказывает начальник отдела министерства общего и профессионального образования области Петр Серов. - Стараемся устроить оставленного опекуном ребенка сразу в приемную семью.

    Компетентно

    Наталья Удовенко, психолог:

    - Отказ опекуна отрицательно влияет на психику подростка, особенно если в его поведении есть отклонения. Этот ребенок уже однажды оказался один во всем мире, когда от него отказались родители или умерли. А затем в непростом возрасте - в пубертатный период все подростки очень конфликтны - от него снова отказываются люди, ставшие ему близкими. Для них это просто предательство, на которое девиантные подростки реагируют очень болезненно.

    Поделиться