Новости

08.11.2007 04:48
Рубрика: Экономика

"Аннушка" на шее

Из­-за отсутствия топлива и необходимых документов малая авиация оказалась на грани выживания

Северные районы Амурской области оказались в транспортной блокаде. Связь удаленных населенных пунктов с "большой землей" поддерживается по воздуху, но из-за ряда проблем выполнение полетов оказалось под угрозой. В течение двух недель областные власти обещают частично решить проблему.

"Только самолетом можно долететь" - слова из песни покорителей дальневосточных просторов, как никто другой, прочувствовали жители отдаленных северных поселков Амурской области. Из­-за проблем малой авиации люди с трудом выбираются в районные центры и в Благовещенск, с задержкой получают почту и пенсии. Из целого списка авиационных проблем сегодня выделяются две: топливная и бюрократическая.

Из-­за отсутствия в области авиационного бензина уже более двух недель не летают самолеты Ан­-2. Областной бюджет не произвел своевременную оплату, и крылатые машины стоят с пустыми баками.

- Буквально на следующей неделе мы ожидаем поступление авиабензина, - сообщил вчера корреспонденту "РГ" начальник управления развития транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Павел Злобин. - На эти цели выделено более дух миллионов рублей, и средства уже перечислены поставщикам.

Пока "аннушки" стоят на приколе, северян перевозят вертолетами Ми­-8 с той же периодичностью - два рейса в неделю. При этом затраты на выполнение перелетов выросли почти втрое.

Если проблему с горючим, по уверениям областных властей, удастся решить в короткие сроки, то гораздо серьезнее стоит "бумажный" вопрос. Дело в том, что недавно созданная региональная авиакомпания "Амурские авиалинии" работает только на маршруте Благовещенск - Зея - Тында, самолеты Як-­40 просто не могут приземляться на малых взлетно-­посадочных площадках. Уже семь лет полеты в северные поселки Зейского района осуществляют самолеты Амурской базы авиаохраны лесов, но в апреле предприятие столкнулось с серьезной проблемой - оно не может осуществлять коммерческие воздушные перевозки.

- Ранее мы входили в состав федерального государственного учреждения, у которого имелось свидетельство эксплуатанта коммерческой гражданской авиации, - говорит командир авиаотряда предприятия Владимир Круглик. - В связи с разграничением полномочий структура была реорганизована: имущество поделили, а свидетельство - не удалось. С апреля начали работать над получением собственного сертификата, но это очень проблематично.

Минтранс России не приветствует появление большого числа коммерческих перевозчиков, но для тысяч амурчан это единственный шанс в случае необходимости выбраться на "большую землю".

У авиабазы имеется сертификат эксплуатанта авиации общего назначения: авиаторы могут перевозить своих сотрудников, тушить пожары, выполнять санитарные рейсы, но не имеют права зарабатывать на полетах.

Пока предприятие и областные власти нашли выход - в северных районах объявлена чрезвычайная ситуация. В Зейском районе ЧС действует уже давно, и благодаря ей из райцентра выполняются полеты в поселки Береговой, Бомнак, Горный, Хвойный и Октябрьский. Часть этих населенных пунктов стоит на БАМе, и в Зею или Благовещенск местные жители могут попасть по железной дороге, затратив на путь около двух суток. Береговой и Октябрьский с райцентром связывают автодороги, но сейчас и этот путь перерезан: с началом ледохода перестали работать переправы через реки, а движение машин по льду разрешат не раньше декабря.

Пятого ноября объявили ЧС и в Селемджинском районе - с этой недели из Благовещенска в Экимчан тоже начал летать Ми­-8. Отмена чрезвычайной ситуации будет означать транспортную блокаду удаленных населенных пунктов.

При этом полеты осуществляются на основании договора базы авиаохраны с Минтрансом Амурской области. Так как полеты являются социально значимыми, областной бюджет компенсирует предприятию убытки от выполнения авиарейсов.
 
- Мы не можем взвалить на жителей этих поселков все расходы на выполнение авиарейсов, - пояснил "РГ" директор государственного учреждения Амурской области "Аэропорты местных воздушных линий" Сергей Чигрин. - В результате амурчане оплачивают лишь около 20 процентов реальной стоимости перелета, а остальные расходы ложатся на область.

Впрочем, даже если авиабаза получит в столице необходимые разрешительные документы, проблемы с труднодоступными селами в Приамурье останутся. Техника старая и ее не хватает, полеты выполняются два раза в неделю, и нередко в 12-местном Ан­-2 на каждый поселок выделяют не более пяти мест - жителям приходится доказывать необходимость вылета в райцентр. Все упирается в средства: не хватает денег на обновление парка, на приведение в порядок взлетно-­посадочных площадок.

Проблемы малой амурской авиации были озвучены во время недавнего визита в область первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова. В ходе совещания в Благовещенском аэропорту областные руководители заявили, что для организации стабильных перевозок по местным маршрутам Приамурью не хватает новых самолетов, которые бы заменили "аннушек", кроме того, финансовая поддержка нужна малым аэродромам области. Необходимость федеральной поддержки для малой авиации Приамурья подтвердили и чиновники дальневосточного полпредства.

Комментарий

Иннокентий Бянкин, заместитель главы администрации Зейского района:

- Проблемы есть в любом населенном пункте, но авиасообщение это отдельный вопрос. Сейчас, в период ледостава другого варианта сообщения с нашими отдаленными селами просто нет. Хорошо, что нашли вариант выполнения рейсов вертолетами, но мы ждем когда на этих маршрутах снова станут летать Ан­-2.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Амурская область