08.11.2007 02:45
    Поделиться

    Приморье: Родственники объявляют пожилых недееспособными, чтобы распоряжаться их имуществом

    Родственники признают пожилых людей недееспособными, чтобы, получив опекунство, распоряжаться их имуществом

    По данным сотрудников правоохранительных органов, чаще всего жертвами аферистов становятся пожилые люди - пенсионеров легче всего обмануть. Но как быть, когда беспомощностью и доверчивостью стариков пользуются их собственные дети? А "бои без правил" разворачиваются за закрытыми дверями квартиры?

    В последнее время в аппарат уполномоченного по правам человека в Приморском крае все чаще стали обращаться пожилые люди, которых по настоянию родственников суд признал недееспособными. При ближайшем рассмотрении ситуаций оказывалось, что за каждым таким делом стоит семейный конфликт из-за квартиры, дома, денег…

    Судебная ошибка

    …82-летняя жительница Владивостока Тамара Семеновна (имена изменены - Прим ред.) обратилась в аппарат уполномоченного по правам человека сама - написала заявление и пришла на прием. Пожилую женщину пять лет назад объявила сумасшедшей собственная дочь, и с тех пор старушка борется за восстановление своего доброго имени. Правда, оказалось, что лишиться всех прав можно всего за несколько дней, тогда как обратный процесс порой затягивается не на один год.

    Сотрудники аппарата до сих пор недоумевают: как судебно­психиатрическая экспертиза могла признать невменяемой женщину, находящуюся в здравом уме и доброй памяти? Она прекрасно помнит все имена и даты, знает закон и может прокомментировать всю свою переписку. А уж тем более никакой опасности для окружающих, на чем особенно настаивали ее родственники, не представляет.

    Когда во время слушания дела судья спросил у дочери пенсионерки, что ее настораживает в поведении матери, 50летняя Лидия не нашла ничего лучшего, как ответить, что пожилая женщина встает по ночам и мешает им спать. Между тем в своем заявлении в суд дочь написала, что мать страдает "тяжелым душевным расстройством, не отдает отчета в своих действиях" и, стало быть, нуждается в опеке.

    Вызывает недоумение, как судебно­психиатрическая экспертиза могла признать невменяемой женщину, находящуюся в здравом уме и доброй памяти

    Когда за Тамарой Семеновной приехали санитары из психиатрической клиники, ничего не подозревающая старушка спокойно сидела на кухне и пила чай. Женщину без разговоров затолкали в машину скорой помощи, даже не дав толком собраться. Старушка до последнего надеялась, что произошла какая-то ошибка. Но когда оказалась в известной больнице на улице Шепеткова, поняла, что дочь выполнила свои угрозы упечь мать в психушку. К тому же накануне в доме в очередной раз были разборки - Лидия заставляла мать переписать квартиру на нее. Другим предметом раздора между родственниками и поводом объявить, что мать выжила из ума, стал принадлежащий Тамаре Семеновне частный дом, который она сдала квартирантам.

    Кстати, во время судебного разбирательства выяснилось, что пенсионерка не собиралась продавать дом и тем более переписывать его на имя чужих людей, в чем ее обвинила дочь, а сдала жилье с условием, чтобы квартиранты ухаживали за огородом.

    Меньше всего дочь предполагала, что ее престарелая мать начнет бороться за свои права. К счастью для пожилой женщины, в этой борьбе она была не одинока, ее поддержал приемный сын. Он ходил с Тамарой Семеновной на судебные заседания и вместе с ней праздновал победу, когда президиум краевого суда отменил решение Ленинского суда, признавшего женщину недееспособной, и направил на новое рассмотрение. Выяснилось, что решение было вынесено "с существенным нарушением норм процессуального права". Проще говоря, без нее ее судили - Тамару Семеновну на судебное заседание не вызывали и возможности выступить в свою защиту не предоставили.

    На языке юристов это называется судебной ошибкой. А вот как объяснят появление диагноза, перечеркнувшего человеку всю жизнь, врачи?

    - Проведение судебно­психиатрической экспертизы, как правило, организуют близкие родственники пожилых граждан, которые в итоге становятся их опекунами и получают право распоряжаться имуществом своих подопечных, - объясняют консультанты аппарата уполномоченного по правам человека, которые сегодня осуществляют судебное сопровождение дела Тамары Семеновны. - Конечно, наличие или отсутствие умысла в действиях родственников и медиков, проводивших обследование, в каждом случае должны выяснять правоохранительные органы.

    Кстати, что касается ситуации с Тамарой Семеновной, то повторное освидетельствование пенсионерки будет проводиться в Хабаровске…

    У последней черты

    Соседи 78-летней Елены Тимофеевны уже привыкли к тому, что она до позднего вечера сидит на лавочке у подъезда. Уходит бабушка домой только когда окончательно стемнеет. Дело в том, что с недавних пор у Елены Тимофеевны дома нет. Отношения с дочерью испортились окончательно после того, как в квартире, что в районе Второй Речки во Владивостоке, поселился ее сожитель. Когда Елена Тимофеевна поняла, что ее хотят выжить из собственного дома, она решила действовать - продать гараж и свою долю в квартире и купить дом в деревне. С тех пор семья объявила ей войну. Механизм уже известен - судмедэкспертиза, судебное решение, и вот уже твоя квартира, имущество тебе больше не принадлежат. Дочь забрала у матери паспорт, сберкнижку, золотые украшения. Регулярно устраивает обыск в комнате пенсионерки, и когда при очередном досмотре обнаружила записную книжку с телефонами и адресами родственников и знакомых, забрала и ее.

    Соседи - свидетели этой истории - единодушно заняли сторону матери и пошли по инстанциям. Сотрудники органов опеки и попечительства развели руками: мол, опекун назначен с соблюдением закона, как мы можем вмешиваться….

    А поскольку женщину признали недееспособной, она не может сама защищать себя в суде. Круг замкнулся. Сейчас у Елены Тимофеевны единственная надежда, что в ее истории разберутся специалисты аппарата уполномоченного по правам человека.

    Вечная тема

    Отцы и дети - тема вечная. Молодым всегда есть в чем упрекнуть своих пожилых родителей, они раздражают, мешают, о чем­то просят… Но, как показывает практика, обращению в суд всегда предшествует отказ родителей отписать в пользу детей свое имущество.

    …Опекуном 80-летней Галины Дроздовой назначили ее сына. Он не мог простить матери нежелание добровольно расстаться с квартирой и устроил ей настоящий террор. Только после многочисленных обращений пенсионерки, соседей, милицейских протоколов, подтверждающих факты избиения, опекунство переоформили на внучку, которая тут же написала отказ: зачем ей возиться со старухой?

    Иные дети моментально теряют интерес к своим родителям, как только им удается добиться желаемого. Ивана Ильича, жителя Уссурийска, родственники уговорили оформить завещание на квартиру. Старика долго возили от одного нотариуса к другому, пока, наконец, оформили документы. С этого дня прошло не больше месяца, когда во время ссоры старику быстро заткнули рот: "А ты тут вообще никто. Еще раз подашь голос, вылетишь на улицу…" - заявила свекру невестка. Оказалось, что вместо завещания пенсионер подписал договор дарения. Только тогда ему стало понятно, почему так долго искали нотариуса, который бы согласился узаконить сомнительную сделку.

    При таком отношении собственных детей действительно недолго сойти с ума. Вот только понимают ли они - молодые и здоровые сегодня, что когда­нибудь с ними точно так же поступят их собственные дети?.. 

    Закон

    Согласно части 1 ст. 284 ГПК РФ, заявление об ограничении дееспособности гражданина, о признании недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию здоровья.

    Компетентно

    Сергей Долотов, консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Приморском крае:

    - Если в семье возник конфликт и близкие угрожают крайними мерами, нужно обращаться в правоохранительные органы, подключить отдел опеки и попечительства, сообщить об этом другим родственникам и знакомым. То есть это тот случай, когда выносить сор из избы нужно.

    Нельзя давать согласие на лечение, обследование, не нужно подписывать никаких документов, поскольку случается, что родственники для получения согласия пожилого человека на лечение и судмедэкспертизу идут на подлог.

    Если же человека помимо его воли все­таки увезли в психиатрическую больницу, персонал обязан разъяснить пациенту причины пребывания и необходимость лечения, а также обеспечить возможность связаться по телефону с кем он посчитает нужным. Администрация медицинского учреждения по закону обязана содействовать пересылке жалоб и заявлений по инстанциям.

    Аппарат уполномоченного по правам человека в Приморском крае: г. Владивосток, ул. Русская, 17/1, тел. (4232) 31-93-48, факс 31-95-00.

    Поделиться