Только семь уральских аэропортов имеют безоговорочное право отправлять и принимать гражданские самолеты. Об этом вчера заявил руководитель Уральского окружного управления воздушного транспорта Эдуард Кошенсков.
Беспрецедентную историю с полетом пермского подростка Андрея Щербакова в самолетном отсеке для шасси слышала вся страна. Как сумел этот 15-летний парнишка пробраться на летное поле в Перми и забраться под крыло самолета, вылетающего в Москву, теперь уже вопрос для специалистов ясный. И, хотя прокурорская проверка еще продолжается, "РГ" может сообщить, что в федеральный суд Перми уже поступило исковое заявление прокуратуры с требованием заставить авиакомпанию "Пермские авиалинии" устранить выявленные нарушения в обеспечении безопасности полетов.
Список нарушений едва умещается на девяти страницах. Там и обнаруженные в заборе вокруг аэропорта дыры, и отсутствие сигнализации и должного освещения, и недостаточная высота периметра. Все эти безобразия сейчас устраняются. Но цель и забота правоохранителей - не допустить, чтобы впредь кому-либо предоставилась возможность летать не в самолете, а под ним. Чтобы люди не пугались информации о каких-то бомбах или контрафактных деталях, якобы установленных на воздушных судах, и вообще не знали, что такое авиационное происшествие. Эту тему вчера специально вынуждены были обсуждать руководители региональных прокуратур, таможен, управлений внутренних дел на транспорте и федеральной службы безопасности.
Поводом для совещания, как сказал руководитель Уральской транспортной прокуратуры Павел Кукушкин, стали неутешительные итоги проверки, проведенной на всех авиапредприятиях округа, а также в авиакомпаниях Пермского края и Оренбургской области. Кое-что о результатах этой проверки "РГ" уже сообщала в номере за 25 октября. Полный отчет о ней направлен губернаторам областей и Генеральному прокурору России.
Теперь о том, что способствует развитию негативных тенденций в гражданской авиации региона. Вот мнение начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Уральской транспортной прокуратуры Александра Хатунцева:
- Главные причины, дестабилизирующие ситуацию с безопасностью в авиапредприятиях, - это износ и старение техники плюс человеческий фактор. По этим причинам только за первое полугодие в Уральском транспортном регионе произошли две авиакатастрофы и 68 авиационных событий. По фактам грубых нарушений законодательства нами возбуждены 16 уголовных и 23 административных дела, несколько дел находятся уже в судах. Нами выявлены факты установки на воздушные суда узлов и агрегатов с истекшим сроком эксплуатации. За полгода случилось более тридцати инцидентов провоза неоформленных пассажиров и грузов. Требованиям пожарной безопасности, охраны аэропортов и предупреждения несанкционированного доступа не соответствуют почти все проверенные авиапредприятия. А территориальные органы Росавианадзора не осуществляют за этим должный контроль. Зачастую уже случившиеся инциденты расследуют не они, а руководство самих авиакомпаний.
В развитие темы руководитель Уральского окружного управления воздушного транспорта Федерального управления воздушного транспорта Эдуард Кошенсков заявил, что меры по выявленным нарушениям уже принимаются: проведены служебные расследования, по итогам которых ряд виновных привлечен к ответственности, внесены изменения в должностные инструкции и сертификационные документы, обучен персонал авиапредприятий.
- И в то же время есть внешние обстоятельства, так или иначе влияющие на общую ситуацию, - говорит Эдуард Кошенсков. - Сейчас гражданскую авиацию контролируют 24 различных организации. А руководствуются они нормативными документами 80-90-х годов прошлого века. Все изменилось: самолеты, аэродромы, техника и требования - а устанавливающие документы остались прежними. Зато руководящие нормативные документы, которые нам нужны, не разработаны, не согласованы и противоречат друг другу. Руководители авиапредприятий хорошо изучили наши законы и научились обходить их, использовать слабые стороны. Каждый из них, например, обязан иметь комплексный сертификат соответствия, который выдает федеральное агентство. А на сегодняшний день их имеют только семь аэропортов.
Заметим: всего в Уральском транспортном регионе действует 27 аэропортов, восемь из которых - международные. Чтобы получить комплексный сертификат соответствия, их руководителям нужно до этого заиметь 18 других сертификатов. А те, другие, выдают зачастую коммерческие негосударственные организации. Как сложилась такая ситуация? Почему не создать единый центр сертификации и один уполномоченный контролирующий орган для всей гражданской авиации? Многие считают, что это бы способствовало наведению порядка и соответствующему времени уровню авиационной безопасности.
Участники совещания в ближайшие дни подготовят и направят в соответствующие инстанции свои предложения. Нам же - читателям и пассажирам - остается надеяться, что принятые меры и последующие мероприятия значительно улучшат ситуацию в уральской авиации. Во всяком случае, транспортный прокурор Павел Кукушкин заверил корреспондента "РГ", что летать самолетами можно, а пугаться - не стоит.