08.11.2007 03:30
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: В Большом театре некому будет танцевать

    Речь шла о многих злободневных темах: о современных проблемах культуры, о том, как уместнее вмешиваться в их решение государству.

    Российская газета: Вы приехали в редакцию сразу после прощания с замечательным балетмейстером Игорем Моисеевым. После ухода таких великих людей кто возьмет ответственность за будущее российской культуры?

    Михаил Швыдкой: Игорь Александрович был выдающимся хореографом, балетмейстером. Но то, как он мог проникнуть в национальный характер другого народа, - это феноменальное. Как он мог выразить через пластику, например, душу финна или аргентинца - это что-то от Бога, навороженное... Моисеев - это не просто феномен хореографа, это феномен невероятной личности. Именно в России родились такие гении, как Достоевский, Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов.

    Сегодня во всем мире - это не русский феномен - во всем мире торговый центр есть элемент культуры. Понимаете? Это элемент некой культурной жизни, потому что люди приходят в Торговый центр, смотрят кино, тут же дети играют в какие-то игры, тут же можно послушать музыку или сходить на концерт. Япония в этом смысле образец... Об этом я тоже хочу снимать программу "Культурная революция". Но я хочу сказать сейчас и о другом - в чем наша забота. Многим казалось, что чем больше рынка, тем меньше государства. Может, это хорошо в промышленности, в добывающих отраслях, у металлургов. В культуре - все ровно наоборот: чем больше рынка, тем больше должно быть государства. Иначе мы столкнемся с огромной пропастью.

    В принципе все, что мы делаем, ориентировано на то, чтобы в стране было не менее 20 процентов творчески ориентированных людей. В потребительской системе они не вырастают. Нам нужна настоящая творческая среда. Иначе уже скоро мы столкнемся с двумя страшными проблемами. Первая: кадры, которых не будет. Если не принять решающих мер, то, к примеру, в 2020 году некому будет танцевать в Большом театре. Причем предпринимать необходимые шаги не только в Хореографическом училище имени Вагановой или других высших учебных заведениях, а в школах искусств, которые находятся даже в маленьких городах и селах. И вторая проблема - если мы хотим сохранять или растить кадры - у нас нет инфраструктуры. Это замкнутый круг. У нас катастрофически не хватает концертных залов, а еще драматических и кукольных театров. Впрочем, в последние восемь лет, когда экономика стала развиваться, мы многое сделали в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, в различных федеральных учреждениях культуры стали выше зарплаты. Все гранты президентские: Большой, Мариинка, МХАТ, оркестры, народные коллективы - это колоссальные достижения: артисты перестали уезжать из страны, и публика может смотреть прекрасные спектакли.

    Стратегии развития страны в целом будет посвящен Госсовет в декабре. И вот для него мы подготовили наш документ, который называется "Стратегия развития российской культуры до 2020 года"...

    Полностью "Деловой завтрак" с Михаилом Швыдким читайте в одном из ближайших номеров "РГ"

    Поделиться