Новости

12.11.2007 05:00
Рубрика: Власть

Нет такого слова - "креатив"

Юристы ЦИК преподали партийцам уроки этики

Правовое управление аппарата Центральной избирательной комиссии вынесло свое заключение на два предвыборных агитационных видеоролика, представленных для размещения в телеэфире. Партийным деятелям рекомендовано соблюдать этику дебатов в соответствии с нормами закона. В частности - не говорить и не показывать гадости про политических соперников.

Первый видеоролик был предложен для размещения в эфире Первого канала партией "Гражданская сила". Вопросы у юристов вызвало то, что в этом материале ни разу не было упомянуто название самой этой партии, зато щедро использовалось изображение лидера ЛДПР Владимира Жириновского, "являющегося зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ пятого созыва, включенным в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Либерально-демократическая партия России", гласит заключение. Причем Жириновского изображали так, что, по мнению юристов ЦИК, закадровые комментарии имели "явную направленность на формирование негативного образа указанных политической партии и кандидата и, следовательно, на создание отрицательного отношения к ним".

Любимый пиарщиками термин "креатив" юристы не знают и знать не хотят. Сухо и жестко они разъяснили, что создатели ролика нарушили пункт 4 части 5.2 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": никаких прав распространять информацию, формирующую "отрицательное отношение избирателей" к соперникам, они не имеют. А если будут упорствовать и продолжать в том же духе, то на злостных нарушителей есть управа в виде пункта 7 части 8 статьи 91 того же закона: в соответствии с ней Верховный суд РФ может просто отменить регистрацию федерального списка кандидата их собственной партии.

В юридических документах тоже есть свой юмор, скрытый за положенной им бесстрастностью. Эксперты ЦИК пояснили, что при желании использовать изображение "физического лица" в роликах можно - только надо для этого заручиться его, лица, письменным согласием. Юристы не поленились затребовать такое согласие Владимира Жириновского у "Гражданской силы", но так почему-то и не получили ответа. ЦИК разъяснил телевизионщикам, что они тоже могут потребовать у "Гражданской силы" такое собственноручное факсимиле лидера ЛДПР.

Второй ролик, привлекший внимание юристов, был представлен на Российское телевидение Партией социальной справедливости для показа на бесплатной основе в течение 40 секунд. Что можно сделать за столь недолгое время? То же самое, что и в первом случае: опорочить конкурента, оставшись при этом "за кадром". Претензии к ролику юристы высказали те же, что и в первом случае: нет никакого упоминания о партии, от чьего имени распространяется видеоматериал, в ролике пытаются создать "отрицательный образ" соперников по предвыборной гонке. Партия социальной справедливости крупными мазками прошлась по "Справедливой России" и ее кандидатам - Сергею Миронову и Людмиле Нарусовой. В видеоролике под красноречивым названием "Стыдно!" одному пришлось "отвечать" за партийную программу, а второй - "за дочь". Короткого экранного времени авторам вполне хватило, чтобы назвать Нарусову "одиозной политической дивой, матерью Ксении Собчак" и показать "нарезку" кадров из популярного шоу канала ТНТ "Дом-2", где Собчак выступает в роли ведущей. Юристы ЦИК в данном случае обратили внимание не только на "создание отрицательного образа" кандидата и политической партии, но и на требующий специального изучения "вопрос соблюдения при изготовлении агитационного видеоматериала авторских и смежных прав". И ссылаясь на те же статьи закона, что и в первом случае, снова доходчиво разъяснили партийцам и про "согласие физических лиц" на использование их образов в предвыборной агитации, и про риск вообще вылететь из общего бюллетеня, если желание нарушать закон окажется чересчур стойким.

Кстати

Центризбирком начал рассылку гражданам по почте специальных приглашений с просьбой прийти на избирательные участки и проверить, все ли их личные данные правильно указаны в списках. Рассылку будут осуществлять до 16 ноября. Подобная акция проводится впервые по инициативе ЦИК России. А традиционные приглашения на выборы избиратели получат чуть позже - с 26 по 28 ноября.

Завершена выдача открепительных удостоверений в территориальных избирательных комиссиях: с 12 ноября избиратели, которые в день голосования не будут находиться по месту постоянного проживания, смогут получить их в участковых избирательных комиссиях, то есть ближе к дому. Выдача открепительных удостоверений продолжится до 1 декабря.

ЦИК завершает изготовление избирательных бюллетеней для голосования в труднодоступной местности, за пределами страны и для досрочного голосования. Будет создано более 350 участков в 140 странах мира, и передача бюллетеней в такие участки за пределами РФ уже началась. Всего же не позднее 21 ноября должно быть напечатано 108 миллионов 751 тысяча 795 экземпляров бюллетеней для голосования. С учетом числа региональных групп партий будет изготовлено 152 варианта главного избирательного документа, причем в ряде регионов - на двух языках. Для защиты будет использоваться специальная марка, которая не только самоуничтожается при попытке ее отклеить, но и портит сам бюллетень.

Власть Работа власти Внутренняя политика
Добавьте RG.RU 
в избранные источники