13.11.2007 06:50
    Поделиться

    Налоговики разработали очередной способ борьбы с фирмами-"однодневками"

    На днях на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) опубликован проект административного регламента по предоставлению сведений, содержащихся в едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ).

    Регламент - документ вполне стандартный, содержащий схематичные блоки, в которых подробнейшим образом расписаны действия налоговиков при сборе документов, предоставлении справок и выписок из госреестра и прочие процедуры. Казалось бы, места для творческой инициативы в этой рутине не остается. Однако в УФНС столицы с этим, по-видимому, не согласились. Эта организация обратилась к подведомственным налоговым инспекциям с предложением при получении выписки из ЕГРЮЛ помечать фирмы, которые, по их мнению, имеют признаки "однодневок", специальным штампом.

    Причина, по которой предлагается "ставить клеймо" именно на выписку из госреестра, понятна. Без этого документа нельзя провести практически ни одной значительной операции.

    Выписка нужна, к примеру, при участии в торгах, конкурсах и тендерах, при совершении сделок с недвижимостью фирмы, при заверении подписи на банковской карточке, при оформлении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, при получении любых других разрешений и лицензий...

    Не секрет: борьба с "однодневками" стала в последнее время одним из приоритетов в работе налоговых органов, так что логика в их действиях просматривается четкая: участники гражданского оборота получают дополнительную возможность избежать сделок с недобросовестными контрагентами. Увы, как отмечает генеральный директор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов, желание налоговиков проштамповывать выписки из ЕГРЮЛ незаконно, ни в одном нормативном акте такая мера не закреплена, напротив, там очень четко расписано, что может содержать выписка.

    - Не совсем понятно, что это будет за штамп. Окажется ли он, что называется, "неявным", то есть отметка будет понятна только своим. Или клеймо будет проставляться открыто, что окончательно выходит за рамки законности, - соглашается налоговый эксперт Наталья Трубицина.

    Эксперты опасаются, что фискальные органы могут "проштамповать" и вполне легально работающие организации. К примеру, никак нельзя назвать бесспорными признаки, по которым налоговые инспекторы оценивают, является ли фирма "однодневкой". Если такой критерий, как нахождение по адресу массововой регистрации, сомнений не вызывает (в крошечном офисе могут быть зарегистрированы два-три десятка неуловимых фирм), то, к примеру, регистрация организации в форме ООО, ее создание иностранным гражданином все-таки дело другое. Есть и такие критерии, как размер уставного капитала фирмы не более 10 тысяч рублей, большое количество запросов (более трех в течение нескольких месяцев) на проведение встречной проверки по указанному юридическому лицу. Всего признаков неблагонадежности более ста, однако, чтобы отнести предприятие к категории недобросовестных, достаточно пяти. Иными словами, в категорию "однодневок" автоматически может попасть большинство российских компаний.

    - Неоднозначные критерии увеличивают процент возможных ошибок налоговых органов, -утверждает Шаповалов. - Все это может отрицательно сказаться на деловой репутации фирмы, привести к возникновению убытков- например, в виде упущенной выгоды. Разумеется, организация может требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями налоговиков в суде (статья 103 Налогового кодекса). Но суд - это долго и дорого. Каждой фирме обратиться туда невозможно, да и вопросов слишком много. Например, как будет сформулирован иск. ("Дайте нам справку, что мы не"однодневка" и верните деньги?") На практике суды не так часто усматривают причинно-следственную связь между убытками и действиями налогового органа.

    Использование "однодневок" становится сегодня все более опасным. Организаторам криминальных и полукриминальных схем приходится постоянно удлинять цепочку, чтобы увести фискальные органы от"однодневки". Отсюда - рост числа ее партнеров, посредников, аффилированных фирм. Отсюда - и рост интереса налоговых органов к вышеупомянутым партнерам и посредникам. И здесь возникает еще один неприятный момент.

    - Никто не исключит, что проблемы могут возникнуть не только у самой фирмы, которую налоговики назовут "однодневкой", но и у ее вполне добросовестного контрагента, - считает Сергей Шаповалов. - Контрагент - действующее предприятие и его, в отличие от фирмы, зарегистрированной, к примеру, на бомжа, легко найти. С бомжа налоги не получишь, а вот контрагенту достанется по полной программе - ему придется доказывать, что он пользовался услугами подозрительного предприятия без злого умысла.

    Поделиться