Американский кризис все-таки дошел до России. Правда, в той мере, в какой он затронул практически все финансовые площадки мира, таких последствий в России не будет, считают эксперты. Но напрямую затронет российские предприятия и банки, которые кредитовались в "Ситигруп" и Дойче банке. На прошлой неделе на крючок попался и Меррил Линч. Речь идет о более чем 200 миллиардах долларов долга, при общей цифре 300 миллиардов. Так что их намерения по реструктуризации долга, на что рассчитывали заемщики, беря по большей части короткие кредиты, в ближайшее время вряд ли сбудутся.
В свою очередь минфин нашел способ подправить положение банков, а заодно и приумножить бюджетные средства. Ведомство предлагает размещать деньги федерального бюджета на депозитах банков. Речь идет о сумме минимум в полтора триллиона рублей, лежащей на едином казначейском счете, не считая средств Стабфонда.
Отметим, что в большинстве стран мира, и в особенности развитых, система управления ликвидностью работает давно. Ее смысл состоит в том, что временно свободные бюджетные средства размещаются на финансовых рынках. Деньги бюджета, таким образом, работают, а не лежат "мертвым грузом" на счетах, дожидаясь, когда у ведомств дойдет очередь их потратить, утверждают эксперты.
Российский минфин до недавнего времени отвергал эту идею. Мотив был предельно прост - борьба с инфляцией и проведение жесткой денежно-кредитной политики. В результате бюджетная политика фактически стала заложницей денежной-кредитной, что привело к потерям бюджета от обесценивания денег на счетах казначейства. Вот финансовое ведомство и решило пустить средства бюджета "в оборот".
Есть, правда, и обратная сторона медали, тем более что подобная практика в России уже была. Бюджет на этом не заработал, а акции наиболее привлекательных предприятий для государства оказались утрачены.
Напомним, что до создания Федерального казначейства бюджетные средства размещались на счетах уполномоченных банков. Дефицит федерального бюджета в те времена, а это начало и середина 90-х годов, финансировался за счет кредитов международных финансовых организаций и займов российских банков. Что касается международных финансовых организаций, то здесь все было просто. Но вот с российскими банками дело обстояло гораздо интереснее. Дело в том, что кредитовали они бюджет бюджетными же деньгами, находящимися на счетах, под залог акций. На тот момент еще не приватизированных крупнейших российских нефтегазовых, металлургических предприятий и государственных банков.
Кризис 1998 года расставил все на свои места. Государство лишилось своей собственности, но получило при этом взаймы собственные же деньги. Да и в конце 1998 года средств на выкуп этих акций у бюджета все равно не было. Ну а в 1999 году закончился и срок исковой давности. Ныне времена, похоже, изменились. Правда, осталось, что заложить в случае чего.
Еще весной этого года были предложены изменения в Бюджетный кодекс в части размещения средств федерального бюджета на депозитах банков. Ранее такая норма распространялась лишь для недотационных регионов России. Соответствующая поправка была принята в 2003 году, и она позволяла регионам-донорам открывать в банках счета для обслуживания расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами. Другими словами, регионы-доноры тогда получили возможность зарабатывать на бюджетных деньгах.
По мнению экспертов, введение этой нормы в бюджетное законодательство позволит эффективно использовать средства казны. Единственный минус, говорят они, что в поправках не было отражено предложение по разрешению операций РЕПО. В отличие от операций РЕПО, которые можно было бы построить быстро, используя механизм рынка ГКО-ОФЗ, минфину и казначейству согласно поправкам предстоит разработать конкурсную документацию, а затем подготовить и провести сам конкурс. Такая процедура займет не один месяц. Кроме того, будет ограничен и круг банков, а государство не получит с их стороны никакого залога. А вот в случае применения операции РЕПО деньги все равно бы размещались по аналогичным ставкам, но минфин получил бы обеспечение со стороны банков в виде облигаций, которые банки вынуждены были передать, получив средства федерального бюджета. Тем не менее, несмотря на некоторые шероховатости, отмечают эксперты, эти поправки в бюджетное законодательство являются несомненным шагом вперед. Главное то, что у федерального бюджета появляется система управления ликвидностью, которая позволит привлечь в тот же бюджет дополнительные средства.